Вчера в обычно пустынном здании Конституционного суда на Ильинке с раннего утра толпились журналисты. Ждали оглашения вердикта по одному из самых больных вопросов последних лет - о третьем сроке для губернаторов. Судьи должны были поставить точку в затянувшемся споре о том, имеют ли право главы регионов переизбираться вновь, если два (или три) срока на высших должностях в своих губерниях и республиках они уже отсидели. Суть решения КС такова: биография большинства региональных начальников до октября 1999 года значения не имеет. С этого момента каждый может попытать свое счастье на выборах еще по два раза. Но в некоторых случаях судьбу губернатора будут решать местные парламенты.
Споры о том, могут ли главы республик и областей засиживаться в своих креслах больше восьми (десяти) лет, ведутся с 1999 года, когда был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Тогда было решено, что губернатор имеет право занимать свой пост лишь два раза подряд. Закон был направлен на борьбу с местным феодализмом, он, по сути, запретил отдельным кланам узурпировать власть на многие годы - тем более пожизненно.
Региональным элитам этот жесткий акт с самого начала не понравился, в нем постоянно выискивали внутренние противоречия. В законе, в частности, ничего не было сказано о том, с какого момента следует исчислять губернаторские сроки и как быть тем регионам, где местное законодательство не соответствует федеральному. Особенно сильные споры разгорелись в 2000 году, когда дамоклов меч завис над Минтимером Шаймиевым. Кремль вроде бы не возражал против переизбрания татарского президента, но считалось, что закон этого не позволяет. Республиканский парламент попытался даже перенести выборы на полгода (с марта 2001-го на декабрь 2000-го), чтобы дать Шаймиеву переизбраться "по старом стилю" - а уже потом привести местную Конституцию "в соответствие". Забеспокоились и другие губернаторы.
В феврале 2001 года на волне недовольства региональных элит Госдума приняла к закону дополнительную статью-примечание, уже вошедшую в историю как "поправка Бооса". Депутат Георгий Боос, не скрывавший, что действует в интересах московских властей (Юрию Лужкову также грозила ротация), предложил обнулить все старые губернаторские сроки и считать первым то избрание, которое случится после октября 1999 года. Наблюдатели тут же подсчитали, что право на третий (а то и четвертый) срок получают 69 из 89 глав регионов. Предложение Бооса прошло на ура. Кремль не возражал. На сей счет было две версии. Одни истолковали разрешение на третий срок платой российского президента за покорность, которую главы субъектов проявили при выстраивании пресловутой властной вертикали. Другие наблюдатели утверждали, что эта поправка "одноразовая": Кремль согласился на нее исключительно ради Шаймиева, дабы не накалять ситуацию в суверенном Татарстане.
Госдума уже весной приняла поправку члена фракции СПС Бориса Надеждина, резко сократившую число "счастливчиков". Но Совет Федерации наложил вето. Страсти вокруг "закона о третьем сроке" вновь разгорелись во время выборов в Якутии. ЦИК пришел к выводу, что президенту Николаеву переизбираться в третий раз нельзя, потому что местное законодательство это запрещает. Якуты возражали. Спор в итоге дошел до Конституционного суда. Туда же обратились представители Татарстана, а также депутаты Госдумы, которые сочли поправку Бооса неконституционной - попирающей и принцип сменяемости власти, и принцип всеобщего равенства перед законом.
В стане конституционных судей по этому вопросу единства не было - спор растянулся на три месяца. И представители Госдумы, и представители Генпрокуратуры, чьи мнения были заслушаны, требовали отмены положения о легитимности третьего срока. Всем было очевидно, что вопрос этот не юридический, а чисто политический, и что решать его будут, видимо, в Кремле. Правда, Владимир Путин на последней пресс-конференции в Москве высказался в том смысле, что последнее слово остается за судьями: как они решат, так и будет. Но тут же сделал весьма характерное добавление, по сути предвосхищающее вердикт КС: "А может или не может тот или другой руководитель возглавить регион страны во второй или в третий раз, это должны определить избиратели тогда, когда они подойдут к урнам для голосования". Как раз этого и добивались столько лет от Москвы региональные начальники: не запрещайте нам идти на третий (четвертый, пятый) срок, а уж со своим электоратом мы как-нибудь разберемся.
В этом духе и было выдержано решение Конституционного суда. Он разбил регионы на две группы: те, что имели в своих уставах или конституциях ограничения по переизбранию, и те, что никаких рамок начальству не устанавливали. Вторые попали под своеобразную амнистию: все сроки правления, истекшие к октябрю 1999-го, а также те, отсчет которых на тот момент уже начался, объявляются нулевыми. Все губернаторы и президенты, избранные в конце 1999-го, в 2001-м или 2002 годах, считаются избранными впервые - что бы ни было написано в их трудовых книжках. Иная судьба уготована тем региональным лидерам, которые имели неосторожность допустить в своих уставах какие-либо ограничения. В таких областях вопрос о том, как следует отсчитывать сроки, отдается на откуп местным парламентам. Иными словами, будущее губернаторов полностью зависит от лояльности областных депутатов. Но в принципе это решение в пользу Кремля: там, где федеральные власти имеют влияние на местный парламент, право губернатора на третий срок будет зависеть от воли Москвы. Такая ситуация может сложиться в Санкт-Петербурге: здесь парламент больше прислушивается к Кремлю, чем к Смольному. А значит, Яковлев, которого в Москве не жалуют, может повторить судьбу Николаева. Всего, по подсчетам представителя президента в КС Михаила Митюкова, шанса на очередное переизбрание могут лишиться главы 24 губернаторов. Все зависит от того, как они договорятся со своими земляками-депутатами.
Многие, собственно, уже договорились. Ограничения по двум срокам изъяли из местных законов томские, башкирские и некоторые другие депутаты. Вообще же очевидно, что подавляющему большинству губернаторов дано право на несменяемость. А некоторые фактически получили ярлык на пожизненное княжение. В их числе хабаровский лидер Виктор Ишаев, бессменно руководящий областью с 1991 года. Его первый срок по новым правилам отсчитывается с 2000 года. Значит, ему ничто не помешает довести общий стаж работы на руководящем посту до двух десятков лет. Аналогичным образом к стану долгожителей скорее всего примкнут Виктор Кресс (Томская область), Егор Строев (Орловская область), Леонид Потапов (Бурятия), Муртаза Рахимов (Башкортостан), Валерий Коков (Кабардино-Балкария). Но абсолютным рекордсменом по долгожительству имеет шанс стать Виктор Кресс, чей первый срок начнется лишь в 2003 году.