В пятницу, под занавес весенней сессии, Госдума намерена рассмотреть обновленный проект закона о выборах. Одну из целей реформы избирательного права сформулировал на пресс-конференции Владимир Путин: контроль над выборами должен быть передан в политическую сферу, а не находиться в руках чиновников. Эти слова можно было воспринять как презентацию нового закона, который шлифовался именно в кремлевской администрации. Однако редакция, присланная в Госдуму, не слишком согласуется с наказом президента.
В кремлевском проекте речь идет в основном о преференциях для крупных партий - о создании для них своего рода режима наибольшего благоприятствования. Формировать федеральные списки теперь смогут лишь те партии, чьи отделения зарегистрированы более чем в половине российских регионов. Партии же будут выдвигать и кандидатов-одномандатников, а обычные группы граждан, не имеющих партбилетов, такого права лишаются. Правда, в новом проекте разрешено и самовыдвижение. Но это правило, как считают наблюдатели, будет работать против независимых кандидатов: при большом количестве "выскочек" население скорее отдаст предпочтение ставленнику известной и раскрученной политструктуры. Резко увеличивается объем избирательных фондов: теперь партии смогут легально потратить на свою кампанию до 150 миллионов рублей. У одномандатника поле для маневра оказывается значительно уже: его обязывают уложиться всего в два миллиона. При этом затраты добившимся успеха партийцам будут компенсированы из госказны по принципу "один голос - один рубль".
Словом, именно общефедеральные политические структуры, а не региональные элиты должны стать, по замыслу кремлевских реформаторов, основными участниками избирательного процесса. Но из этого вовсе не следует, что выборы станут более честными, а официальные результаты голосования отныне будут согласовываются с реальной волей избирателей. Никаких существенных изменений в механизме формирования избиркомов, в процедуре выдачи бюллетеней и подсчета голосов нынешний проект, как и уже принятый Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", не предусматривает. А ведь судьба выборов очень часто решается не в партийных штабах, а в самих избиркомах, которые как были, так и остаются зависимы от чиновников: ЦИК - от Кремля, республиканские и окружные комиссии - от губернаторов, территориальные и участковые комиссии - от местного начальства. Существует масса способов добиться того, чтобы итоги выборов были "правильными" - а вовсе не такими, как хотелось бы самим избирателям. Перечислим лишь самые распространенные методы фальсификации на участках.
"Карусель". Избирателя, идущего на участок, подговаривают опустить в урну заранее подготовленный бюллетень, а свой, незаполненный, вынести и передать махинаторам. Полученный чистый бланк снова заполняется и передается следующему участнику этой "игры". Стоимость каждого голоса варьируется от 50 до нескольких сот рублей - в зависимости от уровня жизни в данном регионе.
"Вброс". Участники этой комбинации вбрасывают в урну пачку "правильно" заполненных бюллетеней. Здесь часто не обходится без сговора с членами избиркомов: они должны так подчистить итоговые протоколы, чтобы общее число проголосовавших не оказалось больше количества зарегистрированных избирателей. Известны случаи, когда к этим "спецоперациям" подключались и милиционеры, дежурившие на участках: они выпроваживали наблюдателей, которые замечали вброс бюллетеней и слишком рьяно пытались протестовать.
"Вне зоны наблюдения". Самый легкий способ фальсификации - организовывать голосование не на участках и без наблюдателей. Для этого существуют три уловки - голосование досрочное, выездное и на дому. В этих условиях у членов избиркомов полностью развязаны руки. Там, где местные власти сильно опасаются непредсказуемости своего электората, количество "досрочников" может достигать трети от общего числа избирателей.
"Дежурная команда". Ее члены, работающие на одного из кандидатов, по сговору с членами избиркомов, получают бюллетени и расписываются за избирателей, о неучастии которых заведомо известно - за алкоголиков, свидетелей Иеговы, молодых наркоманов. Кстати, не случайно у пришедших на участки спрашивают, собираются ли голосовать другие члены семьи: если нет, освободившиеся бюллетени тоже можно пустить в дело.
"Правильный подсчет". "Счетоводы" умышленно портят бланки, где галочка стоит против "не той" фамилии (ставят еще одну галочку), хитрят и "ошибаются" при сортировке пачек с бюллетенями, высыпанными из урны, сбрасывают "плохие" бюллетени под стол. Чтобы наблюдатели всего этого безобразия не замечали, их повсеместно спаивают.
Знатоки избирательного процесса, черные пиарщики, могут перечислить еще с полдюжины жульнических способов. Но сохранение статус-кво вполне устраивает большинство ныне действующих депутатов. Так что нет сомнений, что с прохождением через Госдуму очередного избирательного закона никаких проблем не возникнет.