Вчера Госдума закончила споры вокруг особенностей купли-продажи полей, лугов, пастбищ и прочих категорий российских сельхозугодий, одобрив в окончательном чтении проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Левые пытались остановить прохождение документа по процедурным соображениям, но им это не удалось. Дискуссия закончилась тем, что коммунисты пригрозили обратиться в Конституционный суд с иском.
Для того чтобы набрать для такого иска побольше материалов, координатор думской фракции КПРФ Сергей Решульский потребовал от Геннадия Селезнева предоставить информацию о том, сколько депутатов голосует за своих отсутствующих коллег и есть ли у них на то соответствующие доверенности. Дело в том, что думский регламент требует, чтобы во всех финальных голосованиях депутат участвовал лично или писал соответствующую бумагу своему товарищу. Коммунисты таким образом попытались показать, что третье чтение закона об обороте сельхозземель юридически несостоятельно. Однако поддерживавшие закон фракции были готовы к такому маневру - обширный список законодателей, выписавших доверенности, уже лежал на столе перед спикером. Впрочем, законопроект получил в свою поддержку не так уж и много думских голосов - только 258.
Напомним, что в соответствии с законом сельхозземли могут приобретаться в собственность исключительно гражданами России, для иностранцев предусмотрена только аренда. Владение и распоряжение землей обусловливается целым рядом ограничений, нарушение которых может привести к судебному решению об изъятии у собственника его собственности. Закон также открывает дорогу рыночному обороту земельных долей, которые сейчас разбросаны по рукам миллионов сельских жителей, а стало быть, выгоден современным латифундистам. Главное же политическое значение этого закона состоит в том, что полновесные рыночные отношения на селе в течение нескольких лет, очевидно, значительно ослабят влияние левых на эту часть российского электората. Закон вступит в силу через полгода после его официального опубликования, то есть скорее всего зимой 2003 года.
Еще одним важным для страны делом, оценки которого вчера были прямо противоположны, стало обсуждение и одобрение в первом чтении пакета законов о реорганизации железнодорожного транспорта. Как известно, суть реформы заключается в том, что МПС разделяется на регулирующий эту сферу государственный орган и открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в собственность которого и будет передана вся нынешняя инфраструктура. Данное ОАО пока будет находится в 100-процентной собственности государства, но предложенные правительством законопроекты в принципе не исключают его дальнейшего разгосударствления.
Коммунисты вчера неоднократно называли предложенную реформу простой приватизацией, причем устроенной так, что на нее не станут распространяться некоторые законодательные ограничения, действующие сейчас во всей экономике. Но центристы больше внимания обращали на создание конкурентной среды на рынке грузоперевозок, а стало быть, в некоторой перспективе - и возможного снижения тарифов. Так что в конце концов законопроект в первом чтении был принят.