0
913
Газета Политика Интернет-версия

26.06.2002 00:00:00

Ювелирам и лотерейщикам приказано доносить на клиентов

Тэги: легализация, отмывание, доход, задорнов, дума, закон


- Михаил Михайлович, какие именно поправки внес президент в закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем?

- Во-первых, и к определениям, используемым в законе, и к классификации видов преступлений, на которые он распространяется, и к перечню структур, которые должны контролироваться, - везде добавляется терроризм. Во-вторых, президент возвращается к идее, которая обсуждалась при подготовке нынешнего закона, но была отвергнута. Речь идет о том, что и уполномоченный по вопросам противодействия легализации преступных доходов федеральный орган исполнительной власти и сама организация, которая работает с деньгами, получают право приостанавливать финансовые операции. То есть банки, страховые компании и тому подобное получают право на два дня приостановить операцию и сообщить об этом в уполномоченный орган, а тот имеет право приостановить эту операцию еще на пять рабочих дней для необходимой проверки.

Таким образом, идея о приостановлении какой-то сделки фактически на целую неделю получает законодательное закрепление. При этом в законе нет абсолютно никаких указаний на то, кто конкретно несет ответственность за возможный нанесенный ущерб. Кроме того, коммерческая организация получит право отказывать в проведении сделки по указанным в законе основаниям, если она выглядит сомнительной. А основанием для отказа, по всей видимости, станут затребованные документы: если они не предоставляются, то коммерческая организация, ссылаясь на соответствующую норму закона, сможет ту или иную сделку не проводить.

- А в ныне действующей редакции закона права на приостановление сделки нет?

- Приостановления нет, есть только возможность сделку зафиксировать, а затем, если имеются сомнения в ее законности, возбудить уголовное дело по факту ее проведения. Если же вернуться к поправкам президента, то еще одно предложенное им принципиальное изменение заключается в том, что закон приобретает обратную силу. Правда, не по всем сделкам, а только по тем, которые являются предшественниками тех операций, по которым проверка проводится уже сегодня. То есть начнутся проверки цепочек связанных друг с другом сделок.

И, наконец, последнее принципиальное дополнение заключается в том, что расширен и круг подлежащих контролю операций, и перечень организаций, которые должны сообщать уполномоченному правительственному органу об этих операциях. К нынешнему списку добавляются федеральная почтовая связь, организации, работающие с драгоценными металлами и камнями, организаторы (операторы) лотерей и тотализаторов, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды. То есть добавляются еще четыре обширные категории. Ведь в стране у нас 20 тысяч почтовых отделений, 50 паевых и довольно большое количество инвестиционных фондов и около сотни негосударственных пенсионных фондов. Что же касается ювелирных изделий, то с ними вообще работает огромное количество организаций, да и с лотереями тоже.

- Как вы оцениваете предлагаемые президентом поправки?

- Добавление к списку критериев сомнительности сделок возможного финансирования с их помощью терроризма - эта поправка никаких сомнений не вызывает.Что касается приостановления сделок - такой порядок уже существует в законодательстве многих стран. Однако везде вводится и абсолютно жесткий порядок ответственности обеих сторон. Например, в Италии приостановить сделку позволено на 48 часов, за которые ее нужно проверить и сказать, можно или нет проводить финансовую операцию. Если же доказано, что она чистая, а клиент понес ущерб, то государство несет ответственность.Такая процедура должна быть прописана и в российском законе.

Ведь сейчас в случае приостановления сделок в связи с их сомнительностью действует не презумпция невиновности, а, наоборот, презумпция виновности. То есть фиксируется, что если фактов еще нет, но есть сомнения в законности, то лучше перестраховаться и приостановить сделку.

Такая формулировка, конечно же, нуждается в большей четкости. Иначе подобная норма закона может привести не только к тому, что кто-то понесет ущерб от слабо обоснованных причин приостановления его сделок, но и к тому, что подобный механизм может быть использован в конкурентной борьбе за собственность. Потому что достаточно на неделю приостановить, например, какую-либо банковскую операцию, и та или иная сделка может не состояться. Что касается обратного действия закона, то есть проверки цепочки предыдущих сделок, то это вполне нормально.

Проблемы я предвижу и с поправками, связанными с расширением списка организаций, которые должны уведомлять уполномоченный орган о сомнительных операциях. Совершенно очевидно, что организации, работающие с драгметаллами и камнями, ювелирными изделиями и ломом, вряд ли кем-то всерьез могут быть использованы для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. А так как существующая в законе планка в 600 тысяч рублей для этой сферы деятельности все-таки не слишком большая, то, по сути, под эту норму закона попадет вся торговля ювелирными изделиями.

- Но ведь лотереи и тотализаторы все-таки более приспособлены для отмывания денег?

- Они действительно больше подходят для этого, тем более что мы помним, что лотерея и в советское время использовалась для легализации доходов. Но я сомневаюсь в том, что при нынешней организации самого лотерейного рынка кто-то сможет его реально контролировать. И поэтому сочувствую комитету по финансовому мониторингу, хотя закон и требует от тех организаций, в сферах деятельности которых нет специальных надзорных органов, зарегистрироваться в этом уполномоченном органе. Я себе представляю, как все организаторы "серых" лотерей и подпольных тотализаторов спешат зарегистрироваться в этом комитете по финансовому мониторингу... И наконец, почтовая связь. С учетом тех комиссионных, которые она берет, вряд ли кто-то станет переводить через нее крупные суммы.

- Как, на ваш взгляд, Госдума отнесется к этим новым поправкам в закон о противодействии легализации преступных доходов?

- Многим понятно, что под справедливый тезис о необходимости противодействовать финансированию терроризма происходит, по существу, расширение круга операций, которые могут быть приостановлены, в то время как сами критерии такого приостановления обоснованы недостаточно. Что же касается процедуры приостановления, то она прописана нечетко. Думаю, что депутаты закон в принципе поддержат, поскольку он идет в верном направлении, но он все-таки будет нуждаться в существенных уточнениях и доработке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3275
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1812
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4600
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5982

Другие новости