Вчера в подмосковном наукограде Пущино начался Марш протеста российских ученых и молодежи на Москву. Пройдя по городам Подмосковья - Пущино, Чехов, Климовск, марш закончится 27 июня митингом в Москве перед Домом правительства РФ. В марше примут участие представители ученых Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону. Ходили слухи, что в Марше протеста может принять участие и самый титулованный на сегодняшний день российский ученый - нобелевский лауреат Жорес Алферов. Но, как сообщили "НГ" в подкомитете по науке Госдумы, Жорес Иванович сейчас находится в Санкт-Петербурге.
Это мероприятие стало уже своеобразным символом начала летних академических каникул. Научное сообщество, оставив ненадолго библиотеки и лаборатории, попытается в очередной раз доказать правительству и президенту России, что без научного сообщества у нашего государства нет достойного будущего.
То, что в нынешнем году к привычному уже названию - "Марш протеста российских ученых" добавилось "и молодежи", отнюдь не случайно. По мнению председателя Совета профсоюзов Российской академии наук Валерия Соболева, кадровая ситуация в отечественной науке - это проблема номер один.
"Накануне мартовского совместного заседания Совета безопасности России, президиума Госсовета и Комиссии по науке и высоким технологиям при президенте мы направили в правительство аналитическую справку о кадровом кризисе в российской науке, - рассказал в беседе с корреспондентом "НГ" Валерий Соболев. - Доля работников, выполняющих исследования и разработки, относительно общей численности населения страны снизилась за последние 10 лет более чем в 2 раза. Теперь она составляет всего 0,55%. И это без учета скрытого оттока кадров┘ По данному показателю Россия утратила сегодня место в десятке ведущих государств мира. При сохранении современных тенденций указанная доля работников снизится в 2005 году до 0,45%, то есть мы потеряем место даже среди первых двадцати стран".
Кроме того, по мнению экспертов в Госдуме, обнародованные в марте нынешнего года основы государственной политики в отношении науки фактически подрывают нормальные условия существования этой самой науки. Так, Земельный кодекс никак не защищает земли, находящиеся в пользовании научными учреждениями. Первые ласточки уже есть. Так, расположенные в Санкт-Петербурге Государственный институт прикладной химии и Государственный оптический институт уже лишились части своих земель. В Москве Мингосимущества пытается выселить Физико-химический институт РАН в недостроенный комплекс на окраине столицы. Из 23 тыс. квадратных метров пригодны к эксплуатации всего около 1 тыс. Завершение строительства потребует около 15 млн. долларов (все инвестиции в науку в нынешнем году - 25 млн. долларов).
По мнению профсоюзного лидера, "главная беда углубления кризиса в науке заключается вовсе не в недопонимании его причин и условий преодоления. Главная беда - в вопиющем расхождении слов и дела".
Ни о каком инновационном пути развития в этих условиях, естественно, речи быть не может. "Видимо, опять делается расчет на излишнюю доверчивость российских граждан, - считает Валерий Соболев. - Ведь с точки зрения мирового опыта такое намерение выглядит ничем не прикрытым блефом, поскольку хорошо известно, что для обеспечения значительного прироста национального ВВП за счет научно-технического прогресса (свыше 50%) требуются затраты не ниже 2-3% ВВП. Российские же 0,5% не смогут обеспечить прирост ВВП даже на 4%".
Так что российским ученым, по крайней мере большинству из них, есть за что бороться, но уже мало чего осталось терять.