- Александр Яковлевич, может ли, на ваш взгляд, проблема Калининграда повлиять на формальное предоставление рыночного статуса России со стороны Евросоюза?
- Я думаю, что это разные темы. Едва ли проблема Калининграда будет хорошо или плохо влиять на вопросы, связанные со статусом. Конечно, эта проблема должна быть урегулирована, желательно таким образом, чтобы Россия не понесла ущерба.
- Когда вы прогнозируете принятие окончательного решения о предоставлении рыночного статуса?
- Напомню, что майском саммите Россия-ЕС руководство Евросоюза объявило о готовности дать нам рыночный статус. Я бы сказал, что для России это была приятная неожиданность - и, похоже, не только для России, но и для некоторых европейцев. Но ЕС - это не страна, это союз, поэтому потребуется голосование стран-участниц. Пока расклад сил остается в нашу пользу. Само голосование ожидается осенью, но можно предсказать, что оно будет нелегким. И главная точка несовпадения - знаменитый вопрос о выравнивании цен на энергоресурсы внутри России и в Европе. Это тема отдельного комментария. Я считаю, что наша позиция должна быть очень простой: не будет никакого выравнивания! Реформы в этом секторе - пожалуйста, либерализация - на здоровье, но выравнивания не будет.
Как будут реагировать европейцы, если наша страна действительно будет стоять жестко, трудно сказать. Я не исключаю, что осеннее решение по полному и безоговорочному наделению нашей страны рыночным статусом может быть даже и отложено. Во всяком случае, это будет непростое решение.
- Как вы считаете, будет ли Россия жестко стоять против выравнивания?
- Мы это слышим по официальным каналам, правда, не в такой форме, как я сказал. Но суть та же.
- Получение рыночного статуса и вступление в ВТО - вещи, как правило, взаимосвязанные. Как это будет происходить в нашем случае?
- Проблема ближайших лет будет состоять в том, что статус есть, а членства в ВТО нет. Это серьезная вещь, и тут возможны разного рода сюрпризы.
- Какие?
- Сюрпризы состоят в том, что рыночный статус это не только права, но и очень высокая ответственность. По сути, мы берем на себя ответственность рыночной страны, но не имеем прав членов ВТО. Что это за права и чем это чревато?
Я назову два примера. Первое - мы не сможем пожаловаться в ВТО, если будут притеснять торговлю, поскольку мы не входим в эту организацию. Второе - жалобщик на российского экспортера, находящийся в Европе или в Америке, поскольку он имеет дело с товаром из страны - нечлена ВТО, не обязан доказывать ущерб от российского экспорта, ему достаточно доказать факт субсидирования. А доказательство этого факта - сравнительно несложное занятие, тем более нам будет это очень сложно оспорить.
В этот промежуток - статус есть, а ВТО нет - не исключено применение двух регламентов ЕС. Первый касается экспортных субсидий. Если доказан факт субсидирования, то тебе навешивают компенсационную пошлину. И, так сказать, - большой привет. Второй - так называемый регламент о защитных мерах. Он вообще очень удивительный. Здесь достаточно просто экспортеру "зарваться" и занять слишком большую долю европейского рынка практически по любому товару, как его могут начать вытеснять. Если в первом случае нужно доказывать какие-то субсидии, то во втором ничего не нужно. Нужно лишь, чтобы чужой для Европы экспортер там крепко обосновался - и ему крепко надают по шее.
Европейцы, с которыми я недавно вел неформальные консультации, считают, что применение двух этих регламентов вполне реально. Следовательно, нужны переговоры - по нашей инициативе - о том, что до вступления в ВТО к нам должны относиться так же, как относятся к членам ВТО. В принципе нехорошо сначала дарить пирог, а потом от него быстро откусывать.