За считанные недели руководству Компартии удалось полностью погасить сразу два скандала, будоражившие и актив партии, и общество. Как показал состоявшийся в субботу девятый пленум ЦК, и конфликт вокруг исключения из партии Селезнева, Горячевой, Губенко, и вопрос о появлении нового лидера КПРФ, коммунисты сочли менее важным, чем обсуждение избирательной стратегии к парламентским выборам.
Идея о смене лидера КПРФ была выдвинута нижегородским губернатором Геннадием Ходыревым и поддержана Геннадием Селезневым. Свой вклад критикой об авторитарном руководстве внесли камчатский губернатор Михаил Машковцев, глава Ивановской области Владимир Тихонов, курский губернатор Александр Михайлов и член ЦК Виктор Илюхин. Но в партии посчитали, что на руководителя дотационного региона Машковцева давят из Кремля, на Михайлова возобновлено уголовное дело в Белгородской области, а Илюхин же просто вспомнил о грядущих выборах. Что касается предложения Тихонова, то на поверку оказалось, что оно играет скорее на руку Зюганову, чем против него.
Тихонов предложил разнообразить традиционный процесс выдвижения кандидата на президентских выборах от КПРФ, проведя предварительные выборы в региональных организациях, а затем рейтинговое голосование по предложенным кандидатурам на съезде. В числе возможных претендентов он назвал и губернатора Владимирской области Николая Виноградова, и бывшего губернатора Краснодарского края Николая Кондратенко, и первого зампредседателя ЦК КПРФ Ивана Мельникова. Учитывая, что Зюганов сейчас является самым "раскрученным" в партии деятелем, можно предположить, что он наберет большинство голосов и лишний раз сможет подтвердить свое лидерство. Косвенным подтверждением этому может послужить и тот факт, что перед каждыми президентскими выборами рейтинг Зюганова подскакивает выше партийного, а значит, партактиву еще придется считаться и с мнением электората.
Попытка вернуться к истории с тремя "раскольниками" все же была сделана. Речь, правда, шла не о пересмотре решений предыдущих пленумов, а о созыве внеочередного съезда (где исключенные вполне могли бы поставить вопрос о восстановлении в партии), а также о возобновлении работы программной комиссии. Но ни одно из этих предложений поддержки не получило, поскольку еще накануне пленума на семинаре первых секретарей было решено сосредоточиться на ближайших крупных акциях КПРФ: референдуму по земле, подготовка к которому займет почти полгода, вотуму недоверия правительству и новом цикле предвыборных кампаний более чем в 40 регионах. Тем более что в следующем году КПРФ и так намерена провести в рамках подготовки к выборам сразу два съезда, в августе и декабре.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Для оппозиционной партии, чье участие в действующих органах власти можно рассматривать как чисто номинальное, задача получения блокирующего пакета голосов в нижней палате парламента становится жизненно важной. Основа предвыборной стратегии, изложенная Геннадием Зюгановым своим коллегам на съезде, остается пока прежней: КПРФ пойдет на выборы вместе с Народно-патриотическим союзом, чтобы консолидировать левый фланг. Главная проблема заключается в том, что НПСР в отрыве от Компартии практически нежизнеспособен. Возможно, поэтому КПРФ никак не удается сделать своими союзниками малые партии радикал-коммунистов, дважды оттягивавшие у них до 4% голосов. Тем более что в новом НПСР большинство руководящих постов занимают представители бизнеса, лишь сочувствующие коммунистическим идеям, и соединить их с такими убежденными приверженцами "красных" идей, как Нина Андреева, Алексей Пригарин, Виктор Анпилов и Виктор Тюлькин, кажется маловероятным.
Однако коммунисты не отказываются и от идеи привлечь в ряды НПСР и Геннадия Селезнева, уже заявившего о намерении создать собственную партию. Геннадий Зюганов заявил, что блок КПРФ с пятнадцатью общественными организациями в составе НПСР, будет "одним из самых сильных и конструктивных объединений", причем сохраняется вероятность того, что движение "Россия" войдет в список союзников Компартии. Эту точку зрения подтвердили также Сергей Глазьев и Виктор Илюхин. Оптимизм по поводу сотрудничества КПРФ со спикером вызывает тем большее удивление, что как раз селезневское движение "Россия" за последний месяц жестко критиковало НПСР и явно подумывало покинуть левую коалицию. Да и сам Зюганов, выступая перед товарищами, заявил в своем докладе, что на будущих выборах "мы не сможем предотвратить выступления объединенной левоцентристской ориентации, причем это будут не микроскопические партии, набирающие по полпроцента голосов, а достаточно серьезные структуры с солидным персональным составом, богатыми финансовыми ресурсами и поддержкой Кремля". Впрочем, пока имена не названы, руководство КПРФ вполне может помахивать оливковой ветвью перед носом у спикера.
Теперь коммунисты намерены сосредоточиться на выстраивании единой вертикали избирательных штабов. Причем основой для них, возможно, станут региональные структуры, занятые пока подготовкой к референдуму по земле. Во всяком случае, пленум обязал региональные отделения КПРФ как минимум раз в неделю проводить заседания бюро по вопросам организации и управления выборным процессом.