Не секрет, что финансовые средства, которые разрешает партиям ныне действующее законодательство о выборах, несравнимы с теми деньгами, которые реально тратят политические структуры на обеспечение своей жизнедеятельности. Ярким свидетельством тому может служить, в частности, активно размещаемая в преддверии избирательной кампании наглядная агитация одной весьма известной партии. Если провести простейшие расчеты стоимости, к примеру, всех ее билбордов, размещенных на автострадах крупнейших городов страны, то получившаяся сумма во много раз превысит то количество денег, которые разрешает тратить Центризбирком. Посудите сами. В ныне действующем законе о выборах депутатов Государственной Думы говорится, что избирательный фонд политической структуры не может превышать 40 миллионов рублей, то есть около одного миллиона долларов. Если же учесть, что аренда одного билборда в месяц в среднем стоит около пятисот долларов, и разместить только по одному из них в регионе, то общая сумма аренды такой наглядной агитации за месяц составит около 45 тысяч долларов. Но всем понятно, что билборды арендуются партиями не на один месяц, а на более долгий срок и число этих широкоформатных партийных листовок сегодня намного превышает количество субъектов РФ. Причем такие суммы тратятся именно сейчас, когда до начала избирательной кампании еще довольно далеко. Поэтому логично предположить, что в период жаркой предвыборной страды число нулей в суммах "неучтенных" партийных бюджетов удвоится.
Видя такую ситуацию, Центризбирком, ратующий за прозрачность финансовой деятельности партий, пошел навстречу российским политструктурам. По предложению ЦИК, сумма избирательного фонда в проекте закона о выборах депутатов Госдумы "существенно увеличивается". В недавнем интервью "НГ" глава ЦИК Александр Вешняков заявил, что партиям будет разрешено потратить не более 150 миллионов рублей, или около пяти миллионов долларов. Понятно, что деньги эти хоть на первый взгляд и немалые, но их опять-таки едва хватит лишь на билборды, размещаемые в течение одного лета в межвыборный период. А как же другие формы партийной агитации и пропаганды?
Казалось бы, политические партии, а вернее их фракции в Госдуме должны принять вариант ЦИК без возражений и продолжать агитационную кампанию отнюдь не снижая своих реальных бюджетов. Тем не менее борьба за каждую копейку избирательного фонда в Думе все же ожидается. Главными противниками увеличения суммы избирательного фонда, по информации "НГ", будут как раз те политструктуры, которые не жалеют денег на размещение билбордов на дорогах России. И лишь по той причине, что чем выше размер избирательного фонда, тем меньше в обороте "черного нала". Такую же позицию займут и коммунисты, для которых поддержать идею тратить 150 миллионов рублей на какую-то партию, в то время как не выплачиваются зарплаты врачам и учителям, означает упасть в глазах избирателей. Остальные политические структуры скорее всего поддержат вешняковский вариант партийного финансирования, но у них сегодня нет парламентского большинства.