Госдума заподозрила Европу в том, что она "проводит целенаправленную линию на создание условий для отчуждения Калининградской области от Российской Федерации". Основанием для этого послужил, по мнению депутатов, "сохраняющийся неконструктивный подход государств - членов ЕС" к решению проблемы будущего российского анклава внутри объединенной Европы. Такие фразы присутствуют в тексте заявления нижней палаты парламента, обсуждение которого заняло вчера значительную часть ее пленарного заседания.
Эта дискуссия не была спонтанной - думский комитет по международным делам готовил ее заранее, но потом некоторые радикальные идеи ряда депутатов перевели-таки проблему Калининграда на уровень международного скандала. Напомним, что Виктор Алкснис и Анатолий Чехоев предложили коллегам покопаться в истории взаимоотношений нашей страны с Литвой для того, чтобы заставить ее быть посговорчивее. Имелся в виду знаменитый пакт Молотова - Риббентропа и секретные протоколы к нему, благодаря которым будущая Литовская ССР и получила от разгромленной "советско-германскими союзниками" Польши Вильнюсский край. Однако вчера Алкснис, которому так и не удалось выйти на Думу со своим альтернативным проектом, заявления по ситуации вокруг Калининграда не делал, в отличие от Чехоева, который все же предложил попугать литовцев денонсацией. Зато в рядах исторически озабоченных депутатов оказался Алексей Митрофанов, предложивший отнять у Литвы Клайпедский край, отрезанный для Литвы от части Восточной Пруссии и переданный СССР после 1945 года. Но такие поправки не имели шансов на одобрение думским большинством.
Глава международного комитета палаты Дмитрий Рогозин выступил с основательным докладом по всем аспектам калининградской проблемы. Главный смысл его состоял в формулировании принципов, от которых, по мнению депутатов, российские переговорщики отступать не имеют права ни в коем случае. По словам Рогозина, для граждан России, перемещающихся между "большой землей" и самым западным субъектом РФ на самолетах, морем или в поездах, должно быть достаточно исключительно внутрироссийского паспорта. Заграничный же паспорт должны будут брать с собой только транзитные автомобилисты, да и то для того лишь, чтобы избежать проблем в случае аварии, болезни и прочих происшествий. И никаких виз, считает Рогозин, в этот загранпаспорт ставить не нужно. Визы должны получать жители Калининграда для нормального взаимодействия со своими партнерами в Польше и Литве.
Представители МИД РФ, присутствовавшие на Охотном Ряду, также сделали попытку сформулировать некую "твердую" позицию России на переговорах с ЕС, однако то, что произнес заместитель министра Евгений Гусаров, выглядело гораздо более расплывчато по сравнению с конкретными пунктами Рогозина. В результате ему пришлось отбивать атаки на текст заявления со стороны не только левых патриотов, но и правых либералов. И если первые называли проект "пустой" и не влияющей ни на что бумагой, то вторые сомневались в необходимости выпускать из стен Думы такой слишком резкий документ. Фракция "ЯБЛОКО", в частности, выступила против упоминания каких-то конкретных переговорных позиций, как устраивающих РФ, так и являющихся для нее полностью неприемлемыми. От фракции СПС выступила Ирина Хакамада, которая вразрез с общедумским мнением все-таки допустила возможность согласиться с предложением ЕС о введении для калининградцев так называемых гибких шенгенских виз, за что ее жестко раскритиковали.
В конце концов проект думского заявления по Калининграду был одобрен большинством в 401 голос, после чего международный комитет удалился обсуждать имеющиеся к нему поправки, среди которых будет и фраза об отрицательном отношении России к вступлению Литвы в Европейский союз до урегулирования калининградской проблемы. И хотя на момент подписания этого номера "НГ" депутаты занимались другим важным делом - обсуждением во втором чтении проекта закона об альтернативной гражданской службе, - Дмитрий Рогозин обещал им, что доработанное заявление обязательно будет представлено на решение палаты еще до конца текущего пленарного заседания.