Вчера в Москве открылась отраслевая российская конференция "Индустрия СМИ, направление реформ". Выступая на ней с докладом, министр печати Михаил Лесин заявил, что российская медийная индустрия в принципе сформировалась: в настоящее время существует 3 тыс. телерадиокомпаний, 33 тыс. печатных СМИ и более 800 интернет-изданий. Однако в структуре подписки доминируют не центральные, а местные издания.
Самая главная проблема, по словам министра, это соотнесение емкости рекламного рынка и количества существующих СМИ. Проще говоря, рекламы на всех не хватает и поэтому государство не намерено отказываться от формулы - одна газета, одно агентство, один телеканал, одно радио. Эту схему "разгосударствления" средств массовой информации Лесин назвал наиболее приемлемой. Он также отметил, что интересы государства лежат не только в СМИ, но и в реализации социальных программ.
Сенсацией стало заявление Михаила Лесина о том, что через 2-3 года он готов покинуть пост министра и, таким образом, Министерство печати будет расформировано. Государство, по его словам, готово к этому и "наследниками ведомства могут стать каких-либо два федеральных агентства, либо комиссия". (Позже Эдуард Сагалаев заявил, что этим агентством мог бы стать Индустриальный комитет, который формируется уже сейчас.) Лесин также отметил, что в связи с грядущими переменами необходимо принять новое законодательство и прежде всего в закон о СМИ нужно ввести понятие собственника. В то же время министр отказался отвечать на вопрос корреспондента "НГ" о том, когда государство продаст свои медиаактивы, отметив, что даже в докладе он об этом не говорил.
На конференции также выступили Александр Ослон, Эдуард Сагалаев, Олег Добродеев, Борис Йордан, Ирена Лесневская. Руководитель ВГТРК, в частности, заявил, что в вопросе владения государством СМИ не должно быть лукавства: по большому счету все средства массовой информации принадлежат сегодня либо государству, либо теснейшим образом связаны с государством. По словам Добродеева, такая ситуация сложилась тогда, когда в бюджетах телекомпаний "образовалась дыра размером в 20-40 млн. долларов в год". Однако Добродеев считает, что ВГТРК и канал "Культура" не нужно продавать частным владельцам, государство должно сохранить здесь свои позиции, тем более что со следующего года канал РТР переходит на полную самоокупаемость. По мнению Олега Добродеева, к 2004-2005 году скорее всего рекламный рынок составит 2 млрд. долларов и тогда телевидение сможет вообще существовать самостоятельно, хотя речь и не идет о тотальном разгосударствлении.
Генеральный директор НТВ Борис Йордан удивлен ситуацией, когда "инвесторы даже не рассматривают инвестиций в сотни и даже в десятки миллионов долларов". По его мнению, телевидение должно сделать все для того, чтобы привлечь инвесторов. О равных стартовых условиях существования СМИ говорила и глава РЕН-ТВ Ирена Лесневская. Она высказалась за то, чтобы после конференции была подписана некая бумага, которая называлась бы правилами игры, и, конечно, чтобы эти правила потом все соблюдали.