Напрасно некоторые скептики полагают, что нынешняя Госдума абсолютно управляема Кремлем и безоговорочно поддерживает любые его начинания. Накануне старта очередной предвыборной кампании даже "ручные" депутаты способны показать свой характер и сказать твердое "нет" и самому президенту России, и тем законам, которые лежат в основе радикальных путинских реформ. Так поступил, в частности, лидер группы "Народный депутат" Геннадий Райков, который "уговорил" Владимира Путина и Михаила Касьянова не продавать сельхозземли иностранцам. Дело было на кремлевском приеме в честь Дня России, где сам бог велел проявлять патриотические настроения, особенно если они касаются российских полей и лугов.
Правда, Райков давно уже заявляет, что второго чтения в Думе не будет, если иностранцам позволят пользоваться нашей землей. Группа "Народный депутат" по этому вопросу даже вступила в серьезный конфликт с остальными членами думской центристской коалиции, которая на тот момент не смела и думать о том, что президенту можно возражать. Хотя сигналы о плюрализме мнений были, да еще какие.
Когда в середине мая Госдума взяла за основу именно правительственный вариант закона об обороте сельхозземель, это было сделано исключительно по политическим соображениям. Потому что среди альтернативных документов были и более профессионально подготовленные. Главы субъектов Федерации на всех своих встречах с президентом постоянно требовали себе свободы рук и гораздо больших полномочий в деле распоряжения землей. Именно тогда впервые и прозвучали требования вообще закрыть этот рынок для иностранцев, хотя правительство планировало здесь всего лишь небольшие ограничения, связанные с приграничными территориями. Но президент не одернул "земельных ксенофобов". Более того, он даже произнес в их адрес что-то одобряющее. Это был первый сигнал о том, что "генеральная линия" дозволяет некоторые от нее отклонения.
Споры вокруг прав иностранцев сразу были вынесены на самый верхний уровень власти. И вскоре прозвучал второй сигнал. По сведениям "НГ", полученным из надежных источников, на одной из последних встреч главы государства с центристской "четверкой" Владимир Путин устроил своеобразное представление, которое в принципе можно рассматривать как своеобразную проверку "Единой России", как говорится, "на вшивость". Когда разговор зашел о сельхозземлях, президент заметил: сейчас мы все будем уговаривать Геннадия Райкова изменить мнение. Но Райков сразу же ответил, что на это лучше времени не тратить. Тогда Путин хоть и уточнил, что его собственное мнение отличается от райковского, но в то же время признал, что точка зрения депутата тоже имеет право на существование. Тема была тут же закрыта, и лидеры других думских фракций уже не посмели к ней вернуться. Наверное, поняли сигнал.
А уж после недавнего кремлевского разговора Райкова с Путиным и Касьяновым депутаты-центристы совсем растерялись. Тем более что в минувший понедельник к ним прибыл аграрный вице-премьер Алексей Гордеев, который тоже решил поддержать запретительную поправку "Народного депутата". Не просто почувствовав изменившуюся в верхах атмосферу, а фактически получив прямое распоряжение из Кремля, думские фракции, представляющие партию "Единая Россия", наперебой стали делать подобные Райкову заявления, уверяя всех, что они давно разделяли аналогичную точку зрения, но хотели посоветоваться с народом на местах, а потому и опоздали с ее обнародованием. Так что в ближайшую пятницу, когда в Думе будет проходить второе чтение законопроекта об обороте сельхозземель, у подавляющего числа депутатов будет мнение, "отличное от президентского".
Таким образом, лидер "Народного депутата" в очередной раз "перепиарил" своих друзей-противников по центристской коалиции, а все они вместе - и Кремль в том числе - показали, что предвыборные соображения гораздо более важны, чем благоприятный инвестиционный имидж страны. Теперь дело за иностранцами, которые чутко прислушиваются даже к тону тех заявлений, которые касаются равных прав резидентов и нерезидентов. И чем этот тон более категоричен, чем больше существует сфер деятельности, где иностранцев держат на вторых ролях, тем меньше у них желания вообще иметь дело с такой страной. Однако ни для кого не секрет, что иностранные инвесторы отнюдь не стоят в очереди за тем, чтобы вложить свои деньги в выращивание на российской земле пшеницы, картошки и прочих огурцов. Их более интересуют те категории земель, которые не имеют никакого отношения к сельскому хозяйству. Другое дело, что до сих пор находящиеся под коммунистическим влиянием сельские избиратели уверены в том, что продажа сельхозугодий - это одно и то же, что продажа Родины. Разубеждать их в этом - задача не на ближайшую перспективу, тогда как очередные думские и президентские выборы уже не за горами.