Недавно лидер СПС Борис Немцов снова предложил политическим силам на правом фланге объединиться. Но не сливаться в единую партию, которая тут же лопнет от амбиций и обид, а поступить более трезво. Демократические партии и движения идут на думские выборы 2003 года отдельно, при этом, разумеется, согласуя выдвижение кандидатов в округах. Партия, которая получает больше мест в Думе, выдвигает своего кандидата на президентских выборах 2004 года. Этот кандидат является единым и единственным от демократических сил, его поддерживают все участники планируемого блока.
Ответом было холодное неприятие "яблочников", подогретое невыясненными отношениями семилетней давности. Явлинский убежден, что правые либералы его сильно подвели. В 1995 году обсуждалась примерно такая же формула. Гайдаровский "Демвыбор" тогда вообще не попал в Думу, а "ЯБЛОКО" получило целых 60 мест. Однако "демороссы" не поддержали своего брата-демократа на президентских выборах 1996 года, не говоря уже о выборах 2000 года. Правда, Гайдар напомнил, что схема действительно была именно такая, но Явлинский по идеологическим мотивам тут же вышел из всех договоренностей, поэтому о поддержке речи идти не могло. Но сторонники Явлинского утверждают, что никаких договоренностей не было, кроме очень неопределенных деклараций о намерениях.
Впрочем, и в нынешнем предложении Немцова можно усмотреть некоторые процедурные проблемы. Дьявол, как известно, прячется в деталях. "Яблочники" рассуждают так: предположим, СПС обгоняет "ЯБЛОКО", но выдвигает в президенты не Немцова, а Путина. Pacta sunt servanda - договоры следует соблюдать, и Явлинский должен призвать своих сторонников голосовать за нынешнего президента. Но это же кошмар и раскол!
Да, существенной частью будущих договоренностей должно стать обязательство партии-победительницы выдвигать в президенты только своего лидера (или заранее согласованного кандидата). Необходимо исключить возможность сговора с другими политическими силами и защитить еще не созданный союз от быстрого развала. Вместе с тем партия или движение, входя в блок, должны сохранять свою политическую идентичность и свободу действий по всем вопросам, не связанным напрямую с президентскими выборами. К сожалению, разговор об этом пока не заходит. Мысль мчится в конспирологическом направлении, столь привычном для наших аналитиков. Ага, говорят они, отсюда торчат уши Кремля, который решил разгромить своих демократических оппонентов. Очень кстати подвернулась сплетня: якобы Чубайса назначат руководителем предвыборного штаба Путина. В ответ СПС либо расколется, либо утрется, в любом случае потеряв изрядную часть электората.
Значит, у "яблочников" и остальных демократических партий есть только один шанс оставаться белыми и пушистыми: на все предложения СПС отвечать нет. И стандартно обвинять правых в желании "подгрести под себя" всех демократов. Как жаль, что к электорату нельзя обратиться, как к человеку, с простым вопросом: "Совесть у тебя есть?" Бесчисленные средние и мелкие бизнесмены России, от гордых владельцев молокозаводов и швейных фабрик до скромных граждан, торгующих в ларьках, а также их работники - это люди, которым либеральные реформы дали жить, дышать, работать на себя. Если бы все они на прошлых выборах проголосовали за СПС хотя бы из чувства простой человеческой признательности - то партия Немцова-Гайдара-Чубайса-Хакамады-Кириенко получила бы минимум 30 процентов мест в Думе. И двухпартийная система сложилась бы в России сама собой.
Однако рядовой избиратель целиком зависит от местного начальства, которое зачарованно смотрит на Кремль. Вспоминается историческая фраза Муртазы Рахимова: "Мы поддерживаем Путина, потому что у него высокий рейтинг". Большинство средних избирателей и некрупных политиков убеждены, что рейтинг - это не предпочтения людей, а указание из Центра. Увы, такое настроение возникло не на пустом месте. Поэтому, кстати, невысокий колеблющийся рейтинг бывает ближе к реальности, чем запредельные цифры "стабильной массовой поддержки". Но даже преуспевающие представители образованного сословия часто говорят о своем недовольстве СПС. Плевать в колодец - любимый спорт российского умника. Ведь демократия, рынок, независимая пресса и ответственная внешняя политика появились в России сами по себе. А Гайдар и Чубайс этому только мешали.
Однако политические интересы различных групп населения мало-помалу начинают определяться. Люди начинают планировать свою жизнь уже не на месяцы, а на годы вперед. Тут уже нельзя "голосовать сердцем". Человеку приходится решать, какая партия действует в интересах его социальной группы. Именно поэтому возрастает рейтинг СПС: его потенциальные сторонники становятся реальными. Начавшаяся в России политическая кристаллизация может пойти очень быстрыми темпами. Однако есть опасность, что демократы ее просто проморгают, заболтают в теледебатах о том, кто у нас самый демократичный. Даже не знаю, что труднее себе представить - Явлинского, помогающего Немцову стать президентом, или Чубайса, работающего в предвыборном штабе Явлинского. Но демократический путь России дороже личных амбиций.
Трудности объединения демократов обусловлены кроме всего прочего идеологическими различиями. "ЯБЛОКО" и "Либеральная Россия" - при всем их несходстве с коммунистами и социал-демократами - все-таки скорее левые партии. А левым и либералам в принципе трудно договориться с правыми. Естественно, опасность "рассечения электоратов" существует, равно как и более глубокая проблема идейных нестыковок. Но все эти вопросы можно будет снять в ходе согласованной кампании, адресованной к демократам различных течений и направлений. Важно начать. И помнить о том, что в 1993 году в Думу пришел Жириновский, а в 1995 году ее захватили коммунисты. В 2003 году там могут безраздельно воцариться кремлевские делегаты, превратив парламент в некий "пленум администрации президента". Демократические силы не имеют права в третий раз проиграть Россию. Четвертого раза не будет.