В минувшую пятницу ушел в отставку главный военный прокурор генерал-полковник Михаил Кислицын. Официальная версия - по болезни. Однако в кулуарах Совета Федерации говорят, что, чувствуя недовольство Кремля ростом преступности в армии и на флоте, Кислицын просто опередил события: ушел, чтобы его "не ушли". Поговаривают, что теперь очередь за отставкой нынешнего начальника Генштаба, генерала армии Анатолия Квашнина, который является главным лицом, отвечающим за обеспечение уставного порядка в войсках. Ведь власть очень недовольна ситуацией в Вооруженных силах. Высказывается предположение, что Квашнин, как и Кислицын, попросится в отставку "по болезни", хотя некоторые кремлевские эксперты считают, что отставка пользующегося популярностью в войсках начальника Генштаба преждевременна - создавать еще одного оппозиционера "типа генерала Рохлина" пока не стоит.
Между тем военные источники отмечают, что противоречия между военным руководством страны и властью обостряются. Решение правительства не увеличивать военный бюджет-2002 в связи с повышением окладов офицерам и запланированные Минфином параметры расходов на оборону на будущий год вызвали резкий протест среди генералитета. И главным возмутителем спокойствия является именно Анатолий Квашнин. Наблюдатели отмечают, что очень сдержанный в своих высказываниях военачальник вдруг начал "наводить" критику. Так, 30 мая, накануне обсуждения в Совете безопасности вопросов дальнейшей военной реформы, он выступил с сенсационным заявлением о "закритическом" состоянии армии и флота. А 13 июня на заседании кабинета министров по обсуждению параметров бюджета-2003 Квашнин высказал слова недовольства уже в отношении правительства. В частности, он заявил о том, что если произойдет снижение уровня финансирования закупок и ремонта вооружений и военной техники, НИОКР и капитального строительства, которое планирует Минфин в бюджете-2003, то Вооруженные силы страны просто не выполнят задач, поставленных президентом. О том, что эти задачи по многим параметрам выполняются плохо, как известно, уже заявлял на сборах руководящего состава Вооруженных сил страны министр обороны Сергей Иванов. Но тогда глава военного ведомства уповал на субъективный фактор. Теперь же Квашнин напрямую связал новые возможные неудачи армии и флота с действиями правительства, а точнее - Минфина.
Озабоченность Иванова и Квашнина понятна. В последнее время Кремль демонстрирует явное недовольство их действиями по руководству войсками. В армии и на флоте растет количество чрезвычайных преступлений, воровства, гибели и травматизма. Президентское окружение считает, что в этом виноваты руководители, командиры и даже юристы. Но армейские чины думают по-другому: низкий материальный уровень офицеров не создает должной мотивации к службе - отсюда и ЧП.
Разрешить противоречия и найти общую точку зрения на проблемы армии генералам и Кремлю пока не удается. Доказательством тому, в частности, служит тот факт, что запланированное на майских сборах военачальников выступление Владимира Путина не состоялось, а при обсуждении новых параметров сокращения армии на заседании Совбеза 31 мая не присутствовал министр обороны. Заметим, что глава государства впервые за весь свой президентский срок не приехал на сборы к генералам, и впервые за всю постсоветскую историю глава военного ведомства не присутствовал на мероприятии, которое определяло дальнейшие шаги военной реформы на ближайшее десятилетие.
Руководство страны, конечно, понимает, что армия и МВД - это известный гарант стабильности в проведении непопулярных для общества радикальных социально-экономических реформ. Но могут ли они действительно стать этим гарантом, если государство не хочет тратить больше 2,6% от ВВП на национальную оборону? Именно с этим и не согласны начальник Генштаба и, видимо, министр обороны. Они пытаются добиться повышения военных расходов, однако скорее всего в этом споре победит не военное ведомство, а Минфин.