- Александр Евгеньевич, по какой причине было отложено обсуждение во втором чтении закона об альтернативной гражданской службе?
- Комитет по законодательству подготовил текст закона ко второму чтению. Та редакция, которая получилась в ходе работы над ним, позволяет говорить, что мы учли практически все серьезные замечания общественных организаций, которые критиковали правительственный законопроект, называя его "драконовским", "военным законом, а не законом гражданского общества". Но, к сожалению, после того как в комитете уже был утвержден окончательный вариант, военные начали жесткую подковерную борьбу за то, чтобы вернуть многие статьи к редакции закона в первом чтении.
- Чем же конкретно они недовольны?
- Военные настаивают на том, чтобы срок альтернативной службы составлял четыре года, а комитет предлагает сделать три года, но ввести дифференциацию в зависимости от места службы. То есть полтора срока военной службы, или три года, в том случае, если гражданин проходит альтернативную службу по месту жительства, коэффициент 1,25 - если служба проходит за пределами своей территории и равного срока службе по призыву - если человек проходит альтернативную службу в качестве гражданского персонала в Вооруженных силах и по экстерриториальному принципу.
Кроме того, военных не устраивает, что направление гражданина на службу в качестве гражданского персонала в Вооруженные силы будет происходить только при его согласии. Жесткая дискуссия по этому вопросу, насколько нам известно, велась и в правительстве - уже после первого чтения было проведено совещание у Валентины Матвиенко, на котором за такую поправку от правительства - о необходимости согласия гражданина на гражданскую службу в Вооруженных силах - высказались все ведомства, кроме Минобороны и Федеральной пограничной службы. И поскольку консенсуса в Белом доме достигнуто не было, эта поправка внесена депутатами.
Судя по тому, что военные стали активно бегать в администрацию президента, существует угроза, что президентская сторона, до этого не вмешивавшаяся в спор, теперь тоже может включиться в игру. И, видимо, на стороне военных. Военные настаивают на том, чтобы в качестве основного был взят именно экстерриториальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы. То есть они добиваются возвращения в текст закона того, от чего нам удалось уйти еще при подготовке документа к первому чтению. Но даже многочисленные совещания в правительстве показали, что это крайне невыгодно даже с экономической точки зрения. Потому что если у человека есть работа рядом с домом, которая может исполняться в качестве АГС, то не нужно его направлять на Камчатку, не нужны эти лишние сложности и лишние деньги только для одной цели - максимально ухудшить условия прохождения альтернативной службы. Если при голосовании во втором чтении будут нарушены базовые положения - дифференцированный срок, согласие на гражданскую службу в Вооруженных силах и территориальность АГС, то это будет полная победа военного лобби и провал гражданского общества.
- В ходе первого чтения шел серьезный спор о том, должен ли человек доказывать наличие у него убеждений, позволяющих претендовать на АГС, или ему достаточно это утверждать. Как эта часть закона выглядит теперь?
- Сейчас в законопроекте, подготовленном ко второму чтению, записано, что гражданин имеет право обосновать свои убеждения. Он должен объяснить, почему не хочет или не может идти служить в армию. Но мы так прописали этот механизм, что получился все-таки не доказательный принцип, а заявительно-разъяснительный. Мы сузили возможность для вынесения призывной комиссией отрицательного решения, зафиксировав, что она может отвергнуть заявление гражданина о направлении на АГС только в том случае, если у нее будут объективные данные о том, что мотивы, приведенные гражданином, не соответствуют действительности. Например, если человек говорит, что он не приемлет насилия, а перед призывной комиссией лежит справка из местного отделения милиции.
- То есть вводится некая презумпция права гражданина на выбор АГС?
- Да, призывная комиссия - это такой квазисудебный орган, которому гражданин что-то должен объяснять, после чего чиновники и принимают определенные решения. Поэтому мы все-таки ставим гражданина в такую позицию, что он заведомо прав, а на чиновника перекладываем бремя доказать, что он врет. Против этого тоже выступают представители военного ведомства.
- А к какому варианту законопроекта склоняются думские центристы?
- Я знаю, что наиболее жесткую позицию занимает группа "Народный депутат". При первом чтении ее представители или вообще голосовали против всех законопроектов об АГС, или же поддерживали правительственный вариант. "Единство" - без комментариев, ОВР - пока занимали позицию, что АГС в течение четырех лет - это нормально. "Регионы России" разделились примерно пополам: одна часть группы поддерживает жесткие предложения, а вторая - придерживается более либеральных взглядов.
Есть и еще одна проблема. Думский комитет по обороне, когда подавал поправки ко второму чтению в закон об АГС, предложил внести дополнения в закон об отсрочках от военной службы, чтобы значительно сократить их количество. Комитет по законодательству отверг эту инициативу. И я думаю, что сейчас принятие закона об АГС во втором чтении затягивается искусственно, чтобы одновременно с утверждением относительно либерального закона об альтернативной гражданской службе значительно сократить число людей, которые не подлежат призыву.
- Значит, надо ждать новых, более жестких поправок правительства?
- Вряд ли они будут внесены официально. Скорее всего просто появится группа депутатов, которая внесет такого рода поправки. И они могут быть рассмотрены прямо на заседании нижней палаты парламента, как это в последнее время бывает.