Завтра - очередной судьбоносный праздничный день, когда полезно подумать о независимости особого рода: о независимости страны от ее граждан и соотечественников - и, наоборот, о независимости вышеназванных граждан и соотечественников от Родины-матери.
За последние сто лет сложились свои взаимоотношения между Родиной-матерью и ее сыновьями, как блудными, так и сидящими дома: если Родина-мать зовет - все сыновья (разумеется, и дочери тоже) бросаются на ее защиту, не щадя живота своего. А вот если дети (что случается тоже) обращаются к Родине-матери, она их за недосугом, а также по причине потери слуха, зрения и памяти просто не слышит, не видит и не узнает. Поэтому независимость русских "детей" от исторической родины, причем все равно где - в Риге, Алма-Ате или Монреале, - уже даже не поражает воображения, а просто становится таким же историческим фактом, как погода. Наверняка День независимости России (от их собственной судьбы) в казахстанской тюрьме отметят мысленно усть-каменогорские "сидельцы", о которых снова напоминает сегодняшний выпуск "Русского проекта" (см. стр. 10): неутешительную формулу "nihil novi" (ничего нового) мы будем применять и впредь - не только в Казахстане нарушаются права граждан России. И потому хочется все-таки процитировать ст. 61 из Основного закона п. 2 которой звучит очень достойно и даже величественно: "Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".
Вот насчет защиты и покровительства хотелось бы поговорить особо - увы, явно недостает ни того, ни другого как в ближнем, так и дальнем зарубежье. Понятно, что в ближнем, где проживают около миллиона граждан РФ, свои проблемы, корни которых - в амбициях политической элиты: приятно, что ни говори, ставить "на место" бывшего старшего брата, особенно когда тот вздумает вступаться за своих соотечественников. Увы, нет такой сферы в политической, общественной, социальной и культурной жизни, где бы ни нарушались права граждан России на постсоветском пространстве, начиная от права получения бесплатного образования на родном языке (ведь русские - законопослушные налогоплательщики) и кончая имущественными правами. Однако в дальнем зарубежье, где проживают русские эмигранты и их потомки, таких проблем нет по определению - и не не было никогда.
Но иногда выясняется, что есть проблемы, упирающиеся в совсем уж "мелкие" вопросы, причем мелкий, житейский, совершенно пустяковый - с точки зрения геостратегии - вопрос немедленно становится неразрешимым. Вот, например, с каким письмом обратились к нам Елена и Александр Грековы из Монреаля, родственники знаменитого художника Митрофана Грекова (помните "Тачанку"?):
"Поехать сегодня в Россию не так просто. Нам кажется, что давно пора облегчить "неизвестной эмиграции" въезд в Россию! Как прекрасно было бы приезжать сюда без лишних проволочек, как в Америку или в Европу. Ведь можно, наверное, ввести упрощенное получение виз тем из русских эмигрантов, у которых здесь корни, родня, родные места, которые хочется посещать каждый год, а не раз в десять лет. У всех нас душа настроена на Россию. Но вот начинаешь думать о том, как поехать на Родину, - и сразу начинается нервотрепка из-за трудностей с визами, пропадает желание вообще что-либо делать, если это никому не нужно. Наш сын Миша три месяца потратил на получение визы в Россию! Он был уже готов отменить поездку, хотя хочет именно здесь развивать свой бизнес со своими коллегами. Неужели нельзя упростить и ускорить порядок выдачи виз русским эмигрантам и их потомкам?"
Вот такое письмо, читатель, которое лишний раз свидетельствует о том, на каком уровне у нас "связи с соотечественниками". После первого посещения Донской земли семьей Грековых их сын Михаил решил работать здесь вместе с русскими бизнесменами. Он, "казак из Канады", нашел себе здесь партнера - российского казака-бизнесмена Дмитрия Исаенко, с которым они решили действовать совместно, чтобы привлечь инвестиции в Россию. При этом часть прибыли решено было направлять на гуманитарные программы. Однако российские правила чуть и Михаила не сделали "сидельцем", правда монреальским, при всем комфорте и в безопасности. Но что это за жизнь для молодого бизнесмена - трехмесячное ожидание вместо дела, адресованного своей неторопливой исторической Родине? Наверняка наш российский МИД в силах вмешаться в подобные ситуации, дабы наша эпичность ("Подождем - чай, не под дождем") не отбила окончательно охоту потомкам русских эмигрантов и бизнесменам вообще работать в нашем Отечестве. Такая "независимость" от соотечественников была бы уж слишком крутой. "Душа настроена на Россию" - это и есть самая главная наша геополитика и главная конституция. Души сограждан и соотечественников, их ум и вера - самый ценный кредит для России, и независимость от него весьма сомнительна.