- Геннадий Иванович, в чем суть предлагаемой группой "Народный депутат" поправки к законопроекту об обороте земель сельхозназначения, который сейчас готовится ко второму чтению?
- Наша поправка полностью запрещает продажу сельскохозяйственных земель иностранцам и лицам без гражданства. Мы заявили довольно жесткую позицию по данному вопросу, и если думский аграрный комитет, готовящий сейчас этот законопроект ко второму чтению, нашу поправку не примет, то мы не будем голосовать за него. И тогда шансы на его прохождение в Думе становятся очевидными - он принят не будет, потому что провести его способна только коалиция всех центристских фракций и групп. Мы будем твердо настаивать на нашей поправке, потому что по большому счету это не позиция Райкова или думской группы "Народный депутат", или Народной партии России, это мнение самого народа, собранное нами после долгого обсуждения в 80 регионах нашей страны. Мы не можем идти против тех людей, которые избрали нас в Государственную Думу.
- Получается, что вы вступаете в жесткий конфликт с правительством?
- Ну и что в этом особенного? В последнее время наша группа довольно часто конфликтует с правительством. Ведь поддержка кабинета министров ради только самой поддержки - это абсурд, мы готовы поддерживать лишь нормальные предложения исполнительной власти. А вот когда правительство предложило принять законы, фактически ликвидирующие дорожные фонды, мы его не поддержали, и ему пришлось согласиться с тем, что законопроект надо полностью менять. А если бы мы согласились с правительством, то тогда пришлось бы редактировать знаменитое выражение Карамзина о двух постоянных бедах России, потому что дороги в нашей стране через некоторое время просто бы исчезли.
- Настаивая на запрете продажи сельхозземель иностранцам, вы ведь таким образом вступаете в конфликт и со своими коллегами по центристской коалиции?
- Центристская коалиция сегодня - это объединение двух политических партий: "Единой России" и Народной партии России. То есть это блок двух партий, а не нескольких депутатских объединений. В случае каких-то разногласий блок как таковой сохранятся, но каждая партия выступает со своих позиций. Не по всем проблемам мы можем сегодня найти общий язык с нашими коллегами по центристской коалиции. Допустим, по вопросам продажи земли наши мнения расходятся, по смертной казни - тоже. А вот в отношении дорожного строительства мы нашли общий язык. В рамках центристской коалиции мы находимся в дискуссии, а не в обязательном подчинении. И часто мы высказываем особое мнение на Координационном совете, после чего начинается работа с правительством. Так было с тем же законом о дорожных фондах: мы высказали свое особое мнение, после чего и стало понятно, что закон непроходной. Начались переговоры с правительством, в результате которых оно пошло на определенный компромисс и согласованный вариант был выработан. Нашли мы разумную точку зрения, разделяемую всеми центристами, и по закону о налогообложении малого бизнеса.
- Значит, будет найден общий язык и по законопроекту об обороте земель сельхозназначения?
- Мы сейчас делаем все для этого, пытаясь убедить коллег в том, что эта наша поправка должна быть принята. Они ведь тоже понимают, что без нее, к сожалению, не проходит и весь закон. Так что будем искать компромисс.
- Зачем же вы при этом обижаете своих коллег по коалиции, называя их "политическими лоббистами Запада в Государственной Думе"? Так написано в заявлении пресс-службы вашей партии.
- Ну там же не написано, что это "Единая Россия". Имеется в виду скорее всего СПС. Дело в том, что мы, хотя нас уже и начинают обзывать "национал-социалистами", стоим на патриотических позициях. К сожалению, не все депутаты с правой стороны такие же патриоты.
- Не пострадает ли имидж вашей партии от того, что в земельном вопросе ваши взгляды фактически совпадают с коммунистическими?
- Мы - партия социально ориентированная, а все они так или иначе являются партиями левого толка. А с другой стороны, хочу сказать, что и в КПРФ вовсе не все "отмороженные". Есть там и нормальные люди, которые занимают позиции созидания, а не противостояния.
- Значит, вас не пугает, когда Народную партию называют левой?
- Абсолютно. У нас есть свои взгляды, которые мы жестко отстаиваем. Но с другой стороны, мы считаем, что пора прекратить воевать, все должны сесть за стол и друг с другом договариваться. Ведь у всех политических сил, по сути дела, только одна цель - чтобы человеку в России жилось лучше.
- А если запретить продажу земли иностранцам, то граждане России сразу же станут жить лучше?
- Сегодня многие страны не продают землю иностранцам, а только сдают ее в аренду. А в России обстановка еще более сложная. Возьмите, к примеру, Калининградскую область: разреши там продажу земли - и все, Калининградской области не стало. А Дальний Восток - там с удовольствием граждане сопредельных стран будут вести скупку земли. И на юге России вопрос с землей стоит очень остро. Я считаю, что Россия исторически находится не на том периоде развития, чтобы мы разрешили продавать землю иностранцам.