Сегодня в Думе будут обсуждать президентский законопроект "О противодействии экстремистской деятельности", а также сопутствующий ему нормативный акт, определяющий изменения в уже действующее законодательство. На первый взгляд попытки власти навести порядок и предотвратить экстремизм стоит только приветствовать. Однако даже в рекомендовавшем к принятию этот документ в первом чтении думском комитете по законодательству законопроект вызвал немало разногласий. Депутаты считают, что без существенных поправок такой "сырой" проект принимать нельзя.
По мнению главы комитета Павла Крашенинникова, который занимает довольно сдержанную позицию, эти "важные, нужные" законопроекты "станут дополнительным инструментом в руках правоохранительных органов". А правозащитник Сергей Ковалев заявил корреспонденту "НГ", что этот закон с явным идеологическим подтекстом дает спецслужбам дополнительные полномочия превентивного характера. По мнению Ковалева, не случайно в документе даже нет нового понятия "экстремизм", ведь само определение включает в себя и такие действия, которые "не могут оцениваться понятиями уголовного права". Так, голодовка или попытка самоубийства в знак протеста - поступки экстремальные, но уголовно ненаказуемые. Впрочем, в комитете тоже недовольны определением понятия "экстремизм", ведь авторы закона отнесли к экстремистам даже тех, кто может "воспрепятствовать законной деятельности федеральных органов власти". Следовательно, любой несанкционированный митинг или пикет - уже повод для лишения свободы сроком от 2 до 4 лет.
Еще более тревожными, по мнению депутатов, выглядят положения, согласно которым деятельность общественных, религиозных организаций и СМИ может быть приостановлена внесудебным образом по решению Минюста или иного государственного органа в рамках своих полномочий. Очевидно, что для СМИ "иными" являются Минпечати, для общественных же организаций с 1 июля таким становится только прокуратура. Впрочем, дело даже не в возможности закрыть "экстремиста", а в механизме, который никак не ограничивает сроки приостановки. Ведь следствие, а затем и суды различных инстанций могут длиться очень долго.
Гораздо более тщательно прописана глава о размещении в интернете информации об экстремистской деятельности. Четко указано, что прокуратура обращается к администратору сайта в российском секторе или провайдеру зарубежного сектора с предписанием в течение 24 часов удалить материалы с сайта. Если это предписание не выполнено, сайт может быть заблокирован по решению суда в пятидневный срок.
Сергей Ковалев считает, что появление такого законопроекта - это очередная попытка власти взять под свой контроль "некоторые неуправляемые структуры гражданского общества - правозащитные общественные организации". Впрочем, есть по крайней мере и еще одна структура, которая уверена, что этот законопроект направлен против них, - это коммунисты. Так что не исключено, что при сегодняшнем голосовании фракция КПРФ поддержит немногочисленных правозащитников в попытке отклонить законопроект.