-Иван Иванович, так произошел раскол в КПРФ или нет?
- В моем понимании раскол организации - это ее деление на части, каждая из которых начинает жить самостоятельно. Раскола в КПРФ не произошло, и я уверен, что не произойдет.
- Но ведь голосование по исключению Селезнева, Горячевой и Губенко на партийном пленуме не было солидарным. Разве это не связано с формированием внутренней оппозиции лидеру КПРФ?
- Отсутствие единогласного решения не подрывает авторитет Зюганова и президиума ЦК. Пленум показал, что у нас в партии очень демократичная ситуация, которая создает возможность открытой дискуссии. Свобода мнений, борьба взглядов - это естественное состояние нынешней КПРФ. Такую позицию может себе позволить только сильная партия и сильный лидер. Но после принятия решения по уставу партия должна действовать как единый организм, и это обязательно для всех. Я допускаю, что еще кто-то может выйти из партии. Идет жесткая борьба, и не все ее выдерживают, но в основном наши товарищи отличают реальные проблемы от тех, которые хотят внедрить в наше сознание.
- Некоторые первичные организации КПРФ готовы принять Светлану Горячеву в свои ряды. Можно говорить о конфликте рядовых членов партии и руководства?
- Любая первичная организация по уставу может рассматривать вопрос о восстановлении через год после исключения, и мы не против такой постановки вопроса. Есть и другая возможность: если исключенные не согласны с решением, они могут в течение двух месяцев написать апелляцию и она будет рассматриваться на ближайшем съезде по каждому члену ЦК. И если съезд не согласится с принятым пленумом решением, то у них партстаж считается не прерванным. А следующий наш съезд обязательно будет в 2003 году.
- Может ли человек, исключенный из партии, оставаться во фракции КПРФ?
- В принципе я считаю такое вполне возможным, у нас во фракции есть беспартийные депутаты. Но вопрос в том, за что исключили из партии. Коммунист должен действовать в соответствии с ее уставом и программой КПРФ. Не может быть в партии двойных стандартов, когда для одних эти документы обязательны, а для других нет. Наверное, кто-то из наших товарищей не согласен с нами не только по вопросам партийной дисциплины. Есть принципиальное расхождение и в оценке правящего режима. Мы считаем, что политика Путина для России губительна, а у некоторых коммунистов еще сохраняются иллюзии и надежды.
- Как вы относитесь к проекту Селезнева о создании самостоятельной партии, которая вполне может оттянуть у КПРФ немало голосов на выборах?
- Создать новую партию непросто. Даже если в этом процессе принимают самое активное участие все структуры власти - это далеко не всегда заканчивается благополучно. Я не думаю, что это будет легко не только для Селезнева, но и для администрации президента. Кремль не может справиться с задачей создать нормальную "Единую Россию", а если власть будет разбрасываться на несколько партий, то все они могут провалиться на выборах.
- КПРФ будет инициировать отставку Селезнева с поста спикера из-за его беспартийности?
- В подобных шагах нет необходимости. Дальше пусть думское большинство еще раз проявит себя.
- Не станет ли заявление Геннадия Ходырева началом цепной реакции, в результате которой значительная часть "красных губернаторов" могут покинуть КПРФ?
- Всем ясно, что сегодня идет срежиссированная Кремлем атака на КПРФ. Выискиваются какие-то слабые звенья вроде Ходырева, и я допускаю, что еще могут быть подобные ситуации. Возможности у нынешнего режима достаточно большие, и он будет их использовать. Это своеобразная оценка неуступчивости фракции КПРФ, которую власть пыталась "приручить". Однако поддержка коммунистов в обществе не только не уменьшается, но и увеличивается.
- Какие же способы защитить интересы избирателей у вас остаются, если вы категорически против сотрудничества с властью?
- КПРФ терпеливо и настойчиво стремилась установить нормальное сотрудничество с Путиным и, может быть, слишком затянула этот процесс. Мы доказали в Госдуме и на региональном уровне, что можем конструктивно работать, но нас постоянно подталкивают к оппозиции. Сегодня все возможности конструктивного сотрудничества с властью исчерпаны. Я уверен, что скоро все общество поймет и поддержит нашу позицию и мы перейдем к более активным и согласованным действиям.
- Вы имеете в виду непарламентские методы борьбы?
- Мы не хотим, чтобы власть "прикрывалась" нами, но и не собираемся опускать руки. Коммунисты продолжат бороться против тех законов, которые считают губительными для общества. КПРФ приняла решение пойти на референдум по земле, и мы считаем, что у нас есть возможность его выиграть. Летом мы выберем регион, где заявим и зарегистрируем в избиркоме инициативную группу. Заявку подадим в сентябре, а с начала октября пойдет отсчет трех месяцев на сбор двух миллионов подписей. Как видите, мы открыты в наших действиях и планах.
У нас уже подготовлен и вариант обоснования недоверия правительству. Это документ не просто политический, он социально-экономический. В нем доказывается, что правительство не справляется с решением именно этих вопросов. Мы обсуждали на пленуме два возможных сценария вотума недоверия. Можно, как и в прошлый раз, собрать необходимое число подписей и поставить вопрос на заседании Госдумы. Поддержат нас или нет - правда на нашей стороне, и внимание общества к этой проблеме мы привлечем. Наши противники постараются представить все это как пропагандистский шаг КПРФ. Поэтому мы посчитали, что лучше использовать другой механизм: подготовить обоснование, поставить максимум подписей депутатов Госдумы и направить этот документ президенту России, в Совет Федерации, каждому депутату Госдумы, во все исполнительные и законодательные органы власти в субъектах Федерации. А также обратимся напрямую к обществу с просьбой поддержать эту инициативу, чтобы вынудить президента принять решение об отставке правительства.