Известно: 600 млн. долларов - стоимость проекта "Губернское кольцо", по которому власти Московской области начали строительство 20 гипермаркетов вдоль Московской кольцевой автодороги (МКАД). Выбор инвесторов - если не в Москве, то как можно ближе к ней - предельно прагматичен. Не менее прагматичными могут оказаться для области и следствия этого предприятия, если иметь в виду разгорающуюся войну землепользования между ней и столицей. Застраивая остававшиеся свободными участки, она в дополнение к юридическим создает и физические преграды на пути любых поползновений Москвы в пределы области. По злой для столицы иронии строительство ведется не в областных городах и поселениях, а в зоне, созданной исключительно преимуществами близости к Москве.
Вот уже полвека как история градостроительного развития столицы и области - это история границ между ними. Проблема появилась сразу же после того, как по решению политбюро ВКП(б) в феврале 1931 года Москва выделилась из состава области. Тогда же она получила отдельный госбюджет, планы развития, стала всенародной ударной стройкой. Ее статус и благополучие обеспечивал жесточайший режим прописки. Хлынувшие в город десятки и сотни предприятий - с запретом со второй пятилетки нового промышленного строительства в городе - стали оседать на подступах к нему, вызывая быстрый рост близлежащих поселений. Сюда же и Москва вытесняла свои рутинные, ресурсоемкие производства, объекты инфраструктуры. Так создавалась зона многоликой застройки, которая периодически поглощалась городом (за последние 70 лет площадь Москвы увеличилась вчетверо) и возникала вновь у его новых границ.
Сегодня в составе такой зоны (так называемой Московской агломерации) - не только прилегающий к Москве пояс жилых и индустриальных районов, но и исходящие из нее почти 50-километровые "коридоры" сплошной застройки вдоль радиальных транспортных направлений (на Подольск, Раменское и др.). Поскольку и город, и область интенсивно застраивали эту территорию, то не случайно, что здесь и наиболее велико административное противостояние между ними. Для его улаживания разрабатывались многочисленные комплексные программы и проекты. Но за исключением планомерно созданного вне столицы еще в советские времена единственного ее анклава - Зеленограда - реализовать ничего не удавалось.
Быть может, теперь благие намерения действовать в общих интересах осуществляются? Ничего подобного. Разработанная уже в 1990-х годах программа решения жилищной проблемы для жителей Москвы и области путем строительства индивидуального малоэтажного жилья (только за первые 10 лет предусматривалось переселить в Подмосковье до полумиллиона москвичей) была сорвана, даже не начавшись. Все свелось к беспорядочному возведению особняков для новой элиты (нередко в особо охраняемых заповедных зонах), и без того в жилье не нуждающейся.
Но если совместные акции хронически не удаются, то территориальные тяжбы становятся все более ожесточенными. Административный диктат сверху сменился не менее жестким юридическим давлением снизу. Область отбирает сегодня у города аэропорты, требует компенсации за "ушедшие" в него сельскохозяйственные земли (еще неизвестно, на какую глубину исторического периода задумана эта ретроспектива), претендует на участки под сооружениями автомобильных пересечений с кольцевой автодорогой. Доходит и до того, что руководство области ("Известия", 04.03.02) на полном серьезе начинает настаивать на проведении границы по разделительной полосе МКАД, задумывается и об обустройстве въездов в Москву и выездов из нее. Еще шаг - и разговор может пойти о таможнях.
Так в чем же дело? Не в том ли, что у одного территориального объекта два хозяина? Если отвлечься от формальной административной нити по МКАД, массивы жилой, промышленной застройки, зеленых клиньев Москвы и области неразделимы.
Так, может быть, пора уже перестать наступать на одни и те же административные грабли, связать единство территориальное с единством управленческим? Хотя препятствий на этом пути - и юридических (понадобится федеральный конституционный закон, референдумы в столице и области), и политических (захочет ли богатая Москва делиться с областью, не одолеют ли последнюю сомнения: земли отберут, ничего не дадут взамен) - окажется немало. Только объединившись, столица и область смогут развиваться как целостный социально-экономический комплекс с общим законодательством, единым стратегическим планированием. Территориальные проблемы из плоскости выяснения отношений между субъектами Федерации перейдут к поиску консенсусов и компромиссов между самоуправлениями.
Жители области смогут пользоваться такими же, как и москвичи, социальными льготами. Москва (без расширения границ) получит оперативный простор для передислокации перегружающих ее производств, ведения соответствующего европейским стандартам 2-3-4-этажного жилищного строительства в природном окружении, реализации статусных программ подготовки к Олимпийским играм, Всемирным выставкам и др. Ее почти миллионному строительному корпусу найдутся площадки здесь же, а не где-то в Ярославской, Тамбовской, Вологодской и других областях. Реальной станет и совместная для области и города реконструкция хаотически застроенных коттеджно-дачно-садоводческих территорий, этих соседств дворцов, хижин и шалашей.
А пока┘ Построенный пять лет назад для жителей мост через МКАД между Москвой и Реутовом до сих пор не объединяет, а разъединяет их. Чиновники согласовывают подходы к нему - со стороны Москвы (длиной 100 м) и со стороны Реутова (около 200 м). Согласно последней депеше, рассмотрение проблемы включено в перспективный план 2003 года.