Затеянная Кремлем федеративная реформа может оказаться самым масштабным проектом Владимира Путина. После доклада замглавы кремлевской администрации Дмитрия Козака президенту о результатах работы его комиссии по разграничению полномочий и предметов ведения между федеральным Центром и регионами дано поручение до октября 2002 года подготовить пакет новых законопроектов. Власть не только выстраивает новую систему сдержек и противовесов, но и пересматривает принципы взаимоотношений между государством и обществом. С одной стороны, в системе властей может появиться новое самостоятельное звено, максимально приближенное к конкретным проблемам населения. С другой - Центр добровольно отказывается от ряда полномочий, которые сегодня государству не по карману. Предполагается, что Центр будет регулировать и контролировать, а все остальные уровни - исполнять и распоряжаться. Речь идет и о создании муниципальных округов в рамках каждого региона. Глава муниципального округа, как и полпред, будет не избираться, а назначаться по контракту.
При всей ценности намерений Кремля предложенная схема реформирования отношений несет в себе опасность смысловой подмены понятий Конституции при помощи федеральных конституционных законов. Тем более что глава о местном самоуправлении в Конституции, по мнению многих правоведов, считается одной из самых слабых во всем тексте. Оценить работу комиссии Козака по разграничению полномочий между Центром и регионами мы попросили экспертов "НГ".
Сергей Попов, член комитета СФ по региональной политике
Комиссия сумела решить главные задачи: протестировала и изучила огромный пласт федеральных законов на предмет их соответствия с Конституцией России и с точки зрения распределения полномочий между тремя ветвями власти. Несоответствия были выявлены практически по всем 210 законам, и это потребует внесения изменений для решения двух принципиальных задач. Во-первых, полномочия начиная с нижнего уровня могут быть реализованы только в том случае, если они обеспечены бюджетом. Во-вторых, совместная компетенция Центра и регионов была юридически прописана очень нечетко: конкретных и реальных механизмов во многих законах не было заложено. Поэтому комиссия Козака решила в первом приближении очень важную задачу - подготовила проекты механизмов для многих законов сферы совместного ведения.
Владимир Платонов, спикер Мосгордумы
Результаты работы комиссии пока только предварительные. Все должно быть завязано на финансировании. Если это относится к полномочиям Российской Федерации, это должно быть предусмотрено в бюджете, если к полномочиям субъекта - субъект должен это финансировать. Это главное и единственное разделение полномочий, а там уже могут быть какие-то детали, и Федерация может делегировать дополнительные полномочия субъектам. В комиссии же сразу был определен принцип проведения разграничения: больше полномочий передается Центру, а форм разграничения - великое множество.
Михаил Краснов, фонд "ИНДЕМ"
Федеративная реформа сама по себе необходима, и самый больной вопрос - совместная компетенция и степень самостоятельности регионов. Насколько я знаю Дмитрия Козака, он человек прогрессивных взглядов, поэтому я не думаю, что он стремится к унитарному государству. Давайте подождем окончательных результатов, которые выльются в конкретные законопроекты. Вот тогда можно будет оценивать качество и направление работы комиссии.
Сергей Митрохин, зампредседателя комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления
Положительным результатом в работе комиссии я считаю то, что она избрала единственно верную в настоящее время идеологию развития местного самоуправления. Необходимо закрепить за ним стабильную доходную базу - твердые налоговые источники. Появилось и понимание того, что местное самоуправление должно осуществляться на двух уровнях вместо идеи сплошной властной вертикали.
Смысл новых предложений комиссии Козака состоит в том, что муниципалитеты делятся на несколько типов, что раньше предлагало "ЯБЛОКО". Предлагается три типа муниципальных образований. Первый - это муниципалитеты, то есть поселения численностью не менее тысячи человек. Второй - это так называемые муниципальные округа, которые призваны выполнять межмуниципальные функции и могут осуществлять ряд государственных полномочий. Третий - это, по сути дела, крупные города, которые, в общем-то, совмещают функции муниципалитета и муниципального округа. Самые проблемные муниципальные округа. Не понятно, как они будут формироваться. Комиссия склоняется к жесткому варианту - создать их по всей территории страны. Это путь очень опасный. Я считаю, что на первом этапе создание округов должно стать делом добровольным.
Вторая проблема - доходы. У комиссии здесь пока нет какой-то четкой позиции. Идеология твердых налоговых источников правильна. Но как делить их между муниципалитетами и муниципальными округами? Это самое слабое звено во всех рассуждениях.