-Скажите, пожалуйста, Дмитрий Николаевич, чем, по вашему мнению, вызвано проведение столь масштабного партийного совещания с прессой? Насколько такие контакты необходимы?
- Я убежден в том, что это чрезвычайно важное мероприятие. Конкуренция между СМИ должна быть обязательно, но нужна и разумная государственная политика в сфере массовой информации. Не должно быть монопольного положения СМИ на уровне района, города, области, страны. Сегодня разброс интерпретации в печати всего того, что делает федеральная власть, крайне велик. Я абсолютно убежден, что каждый свой шаг, каждое свое действие и намерение федеральная власть должна объяснять обществу. Если так можно выразиться, пресса, в том числе и региональная, - это инструмент доведения нашей позиции до граждан.
Сожалею, что не смог сегодня разъяснить позицию федеральной власти по разграничению полномочий между Центром и регионами. Иногда в прессе появляются публикации о том, что за этой задачей, поставленной перед нашей комиссией президентом, стоит некая тайная задача все централизовать, всех построить, выстроить некую пирамиду власти, заставив всех - и местное самоуправление, и регионы - ходить строем. Это абсолютно неверно.
- К 1 июня комиссия по разграничению полномочий должна будет подготовить свои рекомендации для доклада президенту. С чем вы пойдете к Путину?
- Мы заканчиваем подготовку концепции на этой неделе. На сегодняшний день уже рассмотрено 211 законов и по 135 есть предложения по серьезным их изменениям. Эти изменения касаются практически всех сфер государственной и общественной жизни, которая регулируется федеральным законодательством.
- Учитывается ли в ваших рекомендациях позиция Татарстана, который даже в новой редакции своей Конституции настаивает на особых привилегиях?
- Вся аргументация, которая имеет под собой объективную основу, разумеется, учитывается. Постатейная, построчная оценка комиссией основного закона республики пока не готова, но уже можно твердо говорить о том, что, несмотря на некоторые спорные моменты, которые будет разрешать суд, новая Конституция Татарстана гораздо лучше старой. Там нет тех массовых нарушений Конституции России, которые были в прежней редакции.
- Будет ли внесен пакет законопроектов по концепции осенью в Госдуму?
- Несомненно. Будет ли это пакет, состоящий на сегодняшний день из 135 законов, или следует установить некое поэтапное их внесение в Думу - это мы решим после того, как законы будут подготовлены. Это комплексная серьезная задача, и все решения, которые необходимо в связи с этим принять, взаимоувязаны. Как минимум они увязаны с тем, что весь объем собственных полномочий субъекта Федерации, местного самоуправления должен быть обеспечен собственными источниками дохода. И до тех пор пока мы не проведем общую инвентаризацию, не посчитаем, сколько это стоит, не выстроим под это межбюджетные отношения и налоговую систему, которая определяет источники дохода, говорить о законченности работы по разграничению полномочий нельзя.
- Как вы оцениваете распространяющуюся среди политиков идею о необходимости стимулировать борьбу с коррупцией и выдвинутый в связи с этим новый закон?
- Я абсолютно убежден в том, что в рамках одного закона решить проблему борьбы с коррупцией невозможно. Это комплексная задача. Новый общий закон о коррупции не нужен, нужна кропотливая вдумчивая работа с каждым законом, который регулирует права и обязанности, процедуру деятельности каждого уровня публичной власти. К сожалению, мы всегда идем по пути наименьшего сопротивления, как будто достаточно принять закон с таким названием - и коррупции не будет. Но легких решений в этом деле не бывает. Мы должны проанализировать каждый из действующих законов, который устанавливает права и обязанности чиновников, и внести туда те нормы, которые минимизируют возможность коррупции.
На самом деле законы - это главная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся и в рамках проведения федеративной реформы, и реформы местного самоуправления. Они у нас стали инструментом политической конкуренции, особенно перед выборами. Главное - красивый лозунг, красивая декларация, а как это будет потом выполняться - неважно. Я думаю, что закон о борьбе с коррупцией - явление того же свойства.