До сих пор пристальный интерес власти к прессе ограничивался только конкретными проектами, что лишний раз подтверждали баталии вокруг НТВ, ТВ-6 и ряда "неугодных" печатных изданий. Однако двухдневное совещание партии "Единая Россия" с представителями средств массовой информации говорит о том, что в верхах уже дозрели и до масштабного медиапроекта, который коснется каждой газеты, радио- и телепрограммы в стране. Речь идет о формировании нового информационного пространства, причем есть основания предположить, что эта реформа СМИ будет проводиться при помощи административных и рыночных механизмов одновременно.
В роли организатора и вдохновителя реформы выступила "Единая Россия". Конкретные же схемы действий государства пока обдумываются в Минпечати. По мнению Михаила Лесина, рынок, по сути, сформирован, и пора его "совершенствовать". Так что идейную составляющую новой информационной политики, похоже, поручено подготовить партии, а конкретными мерами займется министерство.
Заявку о том, что партия готова вместе со СМИ формировать современный "позитивный имидж" России, озвучил глава генсовета "Единой России" Александр Беспалов. Совещание на первый взгляд выглядело как попытка "единороссов" найти подход к региональной прессе в преддверии парламентских и президентских выборов. Но очень скоро стало ясно, что организаторами задумано вовсе не рядовое партсобрание, а обкатка на заинтересованной публике положений новой информационной политики государства. По сути дела, журналистам устроили давно забытую политинформацию с участием представителей исполнительной власти. Глава Минпечати Михаил Лесин критиковал СМИ за привычку кормиться из государственного кармана, пресс-секретарь президента Алексей Громов рассказывал о процедуре работы с кремлевской администрацией, а председатель ЦИК Александр Вешняков объяснял журналистам новые правила агитации в соответствии с новой редакцией Закона "О гарантиях избирательных прав граждан".
По словам Лесина, учитывая, что новый бюджетный год будет тяжелым, прессе не только не следует ожидать льгот по НДС и налогу на прибыль, но даже и "10-процентную льготу по НДС на следующий год мы не удержим". В крайнем случае речь может идти о дотациях почтовому ведомству, которые позволили бы сократить расходы на доставку печатной продукции. А вообще из выступления Лесина стало ясно, что корень всех проблем прессы в том, что средств массовой информации, оказывается, слишком много. Министр привел данные социологического исследования, согласно которому самый внимательный читатель периодики ежедневно просматривает две общеполитические газеты и две тематические, в то время как в каждом крупном городе существует 10-12 газет. Та же ситуация и для электронных СМИ (всего их зарегистрировано 6,5 тыс.): "в большинстве регионов мы имеем 6-7 общеполитических каналов, которые пользуются единым видеорядом, одним и тем же информационным агентством", лишь лица ведущих отличаются. По словам Лесина, это избыточное количество СМИ обеспечивается рекламным рынком лишь на 50%, поэтому дополнительные средства для существования журналисты находят либо через политические, либо через бизнес-ресурсы.
Сейчас Минпечати совместно с ВГТРК готовит такую модель, в которой и частные, и государственные СМИ "находились бы в равных условиях". Правда, пока предлагается только сократить участие государства: то есть уйти с "конкурентного рынка", но продолжать поддерживать социальные медиапроекты. Кроме того, в июне министерство планирует созвать масштабную конференцию с участием представителей прессы, чтобы обсудить не только модель отношений власти и прессы, но и проанализировать состояние медиарынка. Планируется создать "индустриальный комитет", который должен стать главным партнером министерства при разработке законопроектов.