Кадровые проблемы в КПРФ остаются одной из главных новостей российской внутренней политики. Ситуацию в оппозиционной партии вынужден был прокомментировать сам президент, Государственная Дума пришла в брожение, а лидеры политических структур "сватают" к себе изгнанных из КПРФ Селезнева, Горячеву и Губенко. Все это лишний раз подтверждает, что не считаться с силой, регулярно собирающей около 30% голосов на парламентских выборах, невозможно.
За всю историю существования КПРФ трудно припомнить, чтобы из партии исключали не просто политических союзников, а внутрипартийную элиту - членов ЦК и политиков федерального уровня. Последний раз громкий скандал был вызван размежеванием партии с тремя бывшими сопредседателями Народно-патриотического союза России, произошедшим летом 2000 года. Тогда речь шла об Амане Тулееве, Алексее Подберезкине и Михаиле Лапшине.
Судьба всех троих (а при этом следует учесть, что ни один из них не отказался от своих левых убеждений) показывает, что опытные политики вполне востребованы и обществом, и властью. Правда, нельзя не заметить, что эта "тройка" без поддержки разветвленной и массовой структуры КПРФ оказалась более привязана к региональному уровню. Сегодня по просьбе "НГ" бывшие соратники коммунистов дают свой прогноз развития ситуации.
Алексей Подберезкин, генеральный секретарь Социалистической единой партии России ("Духовное наследие")
В партии, безусловно, произошел раскол. 40% членов ЦК, по сути дела, не поддержали группировку Купцова-Зюганова. Если бы голосование было тайным и Геннадий Зюганов с Валентином Купцовым не использовали административный ресурс, то эти решения вообще могли не состояться. Партия, конечно, сохранится, но последние разумные люди, склонные к адаптации к реальной действительности, уходят из КПРФ или их выталкивают. Эта тенденция не нова. Она является продолжением прежней линии партии, где были Руцкой, Говорухин, Подберезкин, Иванов, Тулеев, и этот ряд можно продолжить.
Я полагаю, что в КПРФ вполне возможна и смена лидера. Внутри ЦК уже есть антизюгановская коалиция, набирающая силу. Трое исключенных - не последние, там есть еще несколько кандидатов на вытеснение. Причем это очень авторитетные люди, которые участвовали еще в создании партии. Я имею в виду, например, Виктора Зоркальцева. Он кандидат на исключение, и его уже вывели из состава президиума ЦК. Следующими будут, видимо, те, кто выступал на пленуме и не поддержал решение Зюганова-Купцова.
Что же касается Геннадия Селезнева, то он останется государственным чиновником, потому что, во-первых, это его вполне устраивает, а во-вторых, создать партию под какого-то человека трудно.
Михаил Лапшин, глава Республики Алтай и лидер АПР
Не в моем обычае вмешиваться во внутренние дела каких-либо партий. От этого принципа не отступлю и сейчас. К сожалению, многие политики страдают такой привычкой: выскажутся со страниц печатных изданий и даже ответить адекватным образом не дают, считая свою точку зрения истиной в последней инстанции. Каждая партия поступает в соответствии с нормами своего устава. Очевидно, дисциплинарные меры в отношении Геннадия Селезнева и его коллег Николая Губенко и Светланы Горячевой вытекают из устава КПРФ. Время покажет, насколько эти действия верны.
Селезнева я считал и считаю самодостаточным политиком. Он много сделал для Госдумы, для становления российского парламентаризма вообще. Он правильно сделал, что не покинул пост спикера, сегодня это было бы некстати.
Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области
КПРФ стоит на пороге больших перемен. Они давно назрели - на дворе новая эпоха, время Ельцина безвозвратно ушло. А Зюганов ведет себя так, как будто страной по-прежнему рулит Борис Николаевич. Поэтому Компартии необходимы новые решения, новый курс, новые руководящие кадры с новым мышлением. Находиться в глухой оппозиции сегодня бессмысленно. Нужен диалог, живое участие во всех процессах. Вместо этого в партийном руководстве КПРФ пытаются опустить железный занавес, отгородится от общества и тех проблем, которыми оно живет и дышит.
Гадать на кофейной гуще - занятие бессмысленное. Мне ясно одно: партию и союз левых народно-патриотических сил нужно сохранить. Потеряем их - проиграет страна, общество. Причем проиграют прежде всего простые граждане. Россия не Америка. Безудержное обогащение любой ценой у нас не в чести, поэтому нужна мощная сила, защищающая идеалы социальной справедливости. К тому же, если потеряем левое движение - расчистим дорогу крайне правым националистам. Они своего часа давно дожидаются. Кому это нужно? Убежден, никому - ни стране, ни власти, ни самому Зюганову. Поэтому самое верное решение - всем остыть и крепко задуматься. Не делать никаких резких заявлений, хотя бы до назначенного на 22 июня партийного пленума.
С глубоким уважением отношусь к Селезневу. Такими людьми партия должна гордиться, а не выгонять из своих рядов. Поэтому левым силам нужен и он сам, и его авторитет. Прежде всего для того, чтобы вернуть им одно из главных мест в общественно-политической жизни. Был и остаюсь при убеждении, что именно левые - важнейший резерв президента и политики, которая может получить самое широкое общественное доверие. До начала предвыборной кампании еще почти год. За это время много воды утечет, и ситуация не раз поменяется.