Российская экономика начинает жить по новым законам - отличным от мировых. Классические, рыночные больше не работают. Современная российская политическая система изобрела новые - аксиомой стало присутствие и деятельное участие людей в погонах там, где решается судьба крупных объектов собственности, говорит о смене ориентиров не только в экономике, но и в политике. А ситуация вокруг "Славнефти" может в итоге привести к перекройке всего политического ландшафта России.
Время для захвата этой нефтяной компании было определено очень точно: в пятницу после шести часов вечера. С одной стороны, у газет уже не оставалось времени, чтобы выдать скандальную информацию. С другой - Владимир Путин был занят переговорами с американским президентом Джорджем Бушем. Напомним, что и раньше обострения активности силовых структур в делах ряда олигархов приходились как раз на то время, когда Путин был в отъезде. И в этот раз организаторы захвата "Славнефти" постарались, чтобы президент остался в стороне от события. Однако тем самым главу государства снова подставили. Скандал в нефтяной компании в разгар переговоров об экономическом сотрудничестве с США едва ли не сводит их на нет. Ведь никто не станет инвестировать в страну, где бизнес зависит от действий силовых структур. Можно было еще захватить отель Marriott, где жил президент Буш, и попытаться доказать, что там не все в порядке с правами собственности, чтобы отпугнуть западных бизнесменов наверняка.
Причем если люди, организовавшие скандал в "Славнефти", хотели подставиться, они сделали это с большим успехом. Захват компании, происшедший в километре от Кремля, забудется совсем не скоро.
Итак, вечером в пятницу в "Славнефть" прибыл бывший исполняющий обязанности президента компании Анатолий Барановский и исполняющий обязанности первого вице-президента компании, первый заместитель управляющего Межпромбанка Александр Гнусарев в сопровождении 24 сотрудников милиции. Напомним, что в апреле Минэкономики Белоруссии с подачи банкира Пугачева выдвинуло кандидатуру Барановского (который тогда, как, впрочем, и сейчас работал вице-президентом в "Роснефти") на пост главы "Славнефти". Приставку "исполняющий обязанности" он получил накануне майских праздников приказом экс-руководителя компании Михаила Гуцериева. В пятницу Анатолий Барановский сослался на уже известное решение суда одного из районов Уфы, принятое по иску миноритарного акционера "Славнефти". Этим решением суд признал недействительными итоги внеочередного собрания акционеров компании, состоявшегося 13 мая, а избрание президента "Славнефти" Юрия Суханова, выдвинутого российским правительством, - нелегитимным.
Причем, как отметил вице-президент "Славнефти" Андрей Шторх, ссылаясь на официальную справку реестродержателя компании ЗАО "Сервис-Реестр", тот самый акционер Мингалиев, по иску которого принял решение уфимский суд, на момент закрытия реестра акционеров (8 апреля 2002 года) акционером вовсе не являлся. А сам Барановский, по данным информагентств, после внеочередного собрания 13 мая направил членам руководства "Славнефти" письмо с сообщением о согласии с решением акционеров и прекращении своих полномочий и.о. президента "Славнефти". Однако в прошлую пятницу все было отыграно назад. Помощники Барановского объясняли журналистам, что он просто вышел из отпуска и приступил к исполнению своих обязанностей.
Какую-то часть уикенда Юрий Суханов и Анатолий Барановский вместе просидели в кабинете главы "Славнефти". Вскоре к ним присоединился начальник ГУВД района "Москворечье" Сафтар Азимов, заявивший, что "сотрудники его отдела не принимали участия в захвате здания компании". Тем временем первый замглавы Минимущества, председатель совета директоров компании Юрий Медведев направил заявление генпрокурору Владимиру Устинову. В документе говорилось, что "группа неустановленных лиц, сопровождаемая сотрудниками органов внутренних дел в составе более 30 человек, с использованием силы проникла на территорию компании". В заявлении указывалось, что "данными лицами были представлены ненадлежащие, подложные документы". Кроме того, прибывшие в компанию "нарушили определение Дорогомиловского межмуниципального суда Москвы от 20 мая, согласно которому запрещается препятствовать руководству "Славнефти", избранному на собрании акционеров, исполнять свои обязанности".
В конечном итоге в районное отделение УВД "Замоскворечье" поступило сообщение о заложенной в здании компании бомбе, и все сотрудники "Славнефти" были эвакуированы. Поиски взрывного устройства закончились безрезультатно, и в 23.00 оцепление вокруг компании было снято. После этого публичная активность обеих сторон резко пошла на спад. Очевидно, что развитие скандала вокруг "Славнефти" последует уже сегодня.
При этом отметим, что дурной традицией в последнее время становится молчание высших чиновников из МВД. Ни министр внутренних дел Борис Грызлов, ни кто-либо из его замов не выступили с заявлением о ситуации в "Славнефти", несмотря на то, что там были явно задействованы люди, имеющие отношение к этому ведомству. Такое молчание, судя по всему, нужно воспринимать либо как знак согласия, либо как незнание того, что происходит.