Выдавливание коммунистов на обочину российской политики, затеянное думскими центристами, начало приносить неожиданные результаты. Президиум ЦК КПРФ вчера единогласно принял решение рекомендовать пленуму ЦК, намеченному на субботу, а также думской фракции Компартии исключить из партии и состава парламентской фракции сразу трех своих коллег - Геннадия Селезнева, Светлану Горячеву и Николая Губенко. Они отказались выполнить принятые на последнем внеочередном пленуме решение, обязывающее всех членов КПРФ покинуть занимаемые руководящие посты в Думе.
Напомним, что в ходе пленарного заседания нижней палаты в среду Горячева и Губенко заявили, что останутся на посту председателей комитета по делам женщин, семьи и молодежи и комитета по культуре. Реакция лидера КПРФ Геннадия Зюганова, и без того раздраженного затянувшимся "процессом над Селезневым", последовала незамедлительно: он предложил нарушителям уйти из партии. И тут ситуация с исключением начала приобретать неуправляемый характер. Почти месяц в руководстве КПРФ тщательно готовили почву для исключения Селезнева: собрали соответствующие отзывы из 70 региональных организаций, глава московского горкома Александр Куваев регулярно выступал с провоцирующими спикера на публичную перепалку высказываниями, да и другие руководители постоянно напоминали соратникам о необходимости единства и соблюдения партийной дисциплины. Словом, было сделано все, чтобы замаскировать раскол в КПРФ. Так что заявление о созыве внеочередного пленума никого не удивило, ведь Селезнев уже давно больше ассоциируется со своим высоким парламентским постом, чем с партийным билетом.
В повестку дня пленума ЦК включил обсуждение вотума недоверия правительству, идею проведения референдума о земле к 1 сентября, а также оценку российско-американских отношений. Вторым вопросом станет обсуждение судьбы трех "раскольников". Впрочем, итоги дискуссии "по Селезневу" уже ясны - исключения из КПРФ ему не избежать. Для формального сохранения лица от спикера Госдумы ожидают ухода "по собственному желанию". Однако появление группы недовольных в рядах ЦК КПРФ - это уже серьезный симптом внутренних кадровых проблем. Пятнадцать голосов в руководстве, которые на последнем пленуме фактически поддержали решение Селезнева не покидать поста спикера, ставят под сомнение и новый курс на непримиримую оппозицию и привычную парламентскую стратегию, продвигаемую Зюгановым.
В качестве противовеса намерениям Горячевой и Губенко в ЦК оперативно связались с тремя другими претендентами на думские посты. Виктор Зоркальцев, Виталий Севастьянов и Валентин Никитин вопреки решению думского большинства повторно подтвердили свое намерение оставить эти посты в палате. Более того, некоторое время руководство партии надеялось, что свою позицию изменит и Николай Губенко. Так, секретарь ЦК по оргпартработе Сергей Потапов высказал предположение, что "Николай Николаевич принял свое решение под влиянием эмоций".
Впрочем, какое бы решение эти думцы ни приняли, их положение все же легче, чем у Светланы Горячевой. Будучи председателем комитета по делам женщин и членом ЦК КПРФ, Горячева демонстративно отказалась подчиниться требованию пленума и написать заявление о добровольной отставке. Свое решение она мотивировала намерением продолжать защищать интересы избирателей в комитете социальной направленности. Горячева прошла в Думу как депутат-одномандатник и к тому же сохраняет сильные позиции в волгоградской региональной парторганизации. Авторитет Горячевой в партии довольно высок: ее считают убежденным сторонником коммунизма и последовательным оппозиционером, поэтому ее позиция, противоречащая всем элементам партийной стратегии сторонников Зюганова, может негативно сказаться на имидже КПРФ.
Чем бы ни закончился пленум, его результаты можно предсказать уже сейчас: "раскольников" выкинут из партии, недовольных прижмут партийной дисциплиной, а Зюганова по-прежнему поддержит большинство. Этот путь самый легкий как с точки зрения аппаратчиков, так и с позиции руководителей "второго звена" КПРФ. Корректировать курс нынешнее руководство ЦК не станет, ведь звание единственной серьезной оппозиции нынешнему режиму позволяет коммунистам без особых пиаровских и идеологических усилий получать привычные 30% электоральной поддержки.