Наша сегодняшняя действительность порождает в обществе дискуссию: эффективна ли деятельность государства в сфере экономики? Продумана ли стратегия развития, выстроены ли системы приоритетов, имеется ли эффективный механизм влияния, достаточно ли уделяется внимания всем социальным процессам и достижению социальной стабильности?
Например, важнейший на сегодня вопрос, касающийся всей сферы российской экономики, - это соотношение частного и государственного секторов. Иными словами, сколько должно быть государства?
Мы - плохо ли, хорошо ли - прошли первый раунд приватизации. В основном задаром, со всякими нарушениями, вытекающими из тогдашнего несовершенного законодательства. Но это свершившийся факт, и надо с ним смириться. Гораздо опаснее для экономики было бы обратное движение - к пересмотру итогов приватизации.
Основной ее поток шел в рамках пусть плохих, но все же законов, и пересмотр ее результатов был бы вопиющим нарушением юриспруденции - закон ведь обратной силы не имеет. Все попытки деприватизации мешают нормально работать производителям, а западным фирмам инвестировать в Россию.
Я, как экономист, очень опасаюсь ускоренного проведения второго раунда приватизации. И не потому, что я противник предпринимательства и большой защитник государства (оно-то как раз плохой собственник). Но есть некоторые отрасли промышленности, которые находятся в руках государства, как это происходит и на Западе, и обеспечивают устойчивость и прибыльность всей экономической сфере. Это железная дорога, газоснабжение, связь, электроэнергетика, отчасти наука. Надвигающийся второй раунд грозит приватизацией и им. А сторонники этого процесса - это обделенные собственностью на первом этапе. Их логика такова: если сначала приватизировали почти задаром, то же самое должно быть и сейчас. Но, по западным оценкам, все активы железной дороги, нефтяного и газового комплекса недооценены примерно раз в 60! И стоит ли при такой низкой цене приватизировать их сейчас, вот в чем вопрос. Огромная Россия получила от первого этапа приватизации в 12 раз меньше, чем маленькая Боливия! Не хотелось бы получить тот же эффект и на втором этапе.
Другая проблема - нарастающее давление изнутри и со стороны наших западных друзей извне в ходе подготовки к вступлению в ВТО. От нас требуют довести внутрироссийские цены на все важнейшие товары до уровня мировых. Бензин у нас дешевле, чем в Европе, в 3-4 раза, в 10 раз дешевле электричество, в 7 раз - газоснабжение. И требования повысить цены выглядят вроде бы логично. Но это будет одна из самых серьезных ошибок, которую может сделать наше правительство, если пойдет на уступки. Потому что цена главного товара на рынке - рабочей силы - в десятки раз дешевле, чем на Западе.
И что тогда будет? Что, зарабатывать мы будем, как на острове Пасхи, а платить за все, как в Париже? А с экономической точки зрения бензин в России просто не может стоить столько же, как в Европе. В противном случае мы не будем иметь ни хороших дорог, ни приемлемых железнодорожных тарифов, которые всегда субсидировались из бюджета. При наших географических масштабах нам придется отсечь все, что за Уралом.
По-прежнему острой является проблема доверия общества к власти. Отсутствие доверия ярко выражается в сохраняющемся до сих пор бегстве капиталов из страны. Таких масштабов дренажа экономики мировая история просто не знала. Сегодня мы ежегодно теряем 20-25 млрд. долларов, и власть ничего не предпринимает, чтобы затормозить этот процесс. Чиновничьему произволу есть где разгуляться, а предприниматели по-прежнему стонут под гнетом бюрократии и силовых структур.
Один из свежих примеров - отъем Минсельхозом РФ с помощью административного ресурса марок водок "Столичная" и "Московская" у коммерческой фирмы "Союзплодимпорт". Спустя десять лет ставят под сомнение акционирование старой советской внешнеторговой организации "Союзплодимпорт", когда она давно уже превратилась совершенно в другую структуру, развила новый бизнес, превратилась из торгово-посреднической в производственную. Прикрываясь интересами государства, некие чиновники явно преследуют свои личные цели. При этом со стороны государственных органов закон был нарушен не раз и не два. Сначала водочные знаки были переписаны на министерство, затем Калининградская таможня арестовала экспортную партию водки "Столичной", принадлежащую американской торговой фирме. Неоднократные судебные разбирательства не раз подтверждали все права компании "Союзплодимпорт" на товарные знаки, однако госструктуры эти судебные решения игнорируют.
Не вдаваясь в юридические тонкости этого дела, хочу напомнить, что интеллектуальная собственность в виде товарных знаков на Западе охраняется законом и что право частной собственности там неприкосновенно. А бизнес, созданный усилиями предпринимателя, имеет самое уважительное отношение и поддержку со стороны государственных органов. И как же мы будем выглядеть в глазах мирового экономического сообщества, если наше государство открыто нарушает основные постулаты цивилизованного рынка: не бери чужого, конкурируй честно?
Государство должно быть надежно, оно не имеет права нарушать установленные им самим правила игры, в противном случае выходит, что государственные гарантии - то, что раньше было эталоном надежности, - сегодня пустой звук. И тогда как сможет нормальный, осторожный, благоразумный инвестор доверять государству, где каждые несколько лет грабят население и правила постоянно пересматриваются?