В Калининградской области в минувшую среду поздним вечером завершилось шестое специальное заседание комитета сотрудничества России и ЕС. Представительная делегация из 15 стран Евросоюза и сообщила российской стороне позицию ЕС в ответ на меморандум председателя правительства России Михаила Касьянова по вопросам жизнеобеспечения Калининградской области после вступления в ЕС Литвы и Польши.
Как заявила после этой встречи корреспонденту "НГ" возглавляющая делегацию ЕС заместитель генерального директора по внешним связям Евросоюза по Европе, Средней Азии и Ближнему Востоку г-жа Кэтрин Дэй, после расширения ЕС в 2004 году калининградцам, чтобы попасть через Литву в Россию, и всем остальным россиянам, чтобы попасть в самую западную российскую область, обязательно нужен будет заграничный паспорт и потребуется визовое оформление. Российские предложения, высказанные недавно Касьяновым в Брюсселе, об особых визовых транзитных коридорах по территории Литвы и Польши неприемлемы как для ЕС, так и для стран - кандидатов на вступление в Евросоюз. В общем, руководство ЕС будет строго придерживаться Шенгенского протокола.
Во всем этом г-жа Кэтрин Дэй не усматривает нарушений прав человека. Возглавлявший российскую делегацию заместитель министра экономического развития и торговли России Виктор Медведков, так же, как и калининградский губернатор Владимир Егоров, не согласен с дискриминационными предложениями Европейского союза.
Губернатор подтвердил журналистам, что по визовой проблеме разгорелась очень жаркая дискуссия, в том числе и по предложениям, изложенным в российском меморандуме.
- Мы пытаемся убедить представителей ЕС в том, что нет ничего страшного, если россияне по пути в Калининград и обратно будут пересекать территорию Литвы по определенным маршрутам: одному железнодорожному и двум автомобильным, - сказа Владимир Егоров, - но делегация ЕС ссылается на существующие в Европейском сообществе правила, на пункты Шенгенского соглашения.
Однако на практике ЕС делает исключения из этих правил для стран, не присоединившихся к Шенгенскому соглашению, например, поляки свободно ездят сегодня и во Францию, и Германию, а граждане Румынии, которая еще не стала членом ЕС, не оформляя Шенгенскую визу, могут свободно путешествовать по всей Европе.
Возмущен и руководитель Калининградской железной дороги Николай Будовский:
- Почему из Эстонии железнодорожные составы с опломбированными вагонами идут через территорию России и Финляндию с грузами без всякого досмотра, а литовские власти после вступления Литвы в ЕС смогут в любой момент проверить любой железнодорожный состав, следующий в Калининградскую область из России?
От ответов на подобные вопросы корреспондента "НГ"
г-жа Кэтрин Дэй уклонилась, сказав лишь, что литовцы по сравнению с россиянами более законопослушны и благонадежны, и что если даже Государственная Дума России не ратифицирует договор с Литвой о государственной границе с Россией, подписанный в свое время президентами Ельциным и Бразаускасом, Литва все равно будет принята в ЕС.
Единственное, с чем согласны были участники делегации ЕС, - это с возможностью упрощения системы транзитных виз для калининградцев. Предполагается, что стоить она будет 5 долл., но точно пока никто этого сказать не может.
Не оставляет места для иллюзий и позиция другого соседа Калининградской области - Польши. Польский премьер Лешек Миллер недавно в интервью польскому радио исключил возможность установления льготного визового режима для жителей Калининградской области. По словам польского премьера, для Калининградской области "не будет никаких исключений из правил, обязательных в Европейском союзе и определенных Шенгенскими соглашениями".
Возможно, эти проблемы решатся 29 мая на саммите России и "ЕЭС" с участием Владимира Путина и Романо Проди. Михаил Касьянов считает, что Москва и Евросоюз все-таки должны найти "хорошее компромиссное решение". Премьер-министр отметил, что данное решение должно будет одновременно "отвечать требованиям Шенгенского соглашения и особенностям Калининградской области как части России". Вопрос в том, сумеет ли российский президент договорится о таком компромиссе с лидером Евросоюза или Калининградская область в ближайшее время превратится в резервацию?
Вот на выбор только две из серьезнейших проблем, с которыми область столкнется в последнем случае. По словам губернатора области Владимира Егорова, из-за завышенных транзитных тарифов, установленных Польшей и Литвой, при проезде и перевозке грузов регион ежегодно теряет около 22 млн. долл. После установления более жесткого режима провоза грузов эти потери могут возрасти. Электроэнергию область получает из России опять же через территорию Литвы. Уже сейчас благодаря транзитным тарифам потребители области получают один из самых дорогих киловатт-часов по России. После вступления Литвы в ЕС ситуация с обеспечением электроэнергией станет близка к критической.
Но изоляция - еще не самый худший вариант.
Выступая в марте на одиннадцатом заседании Совета государств Балтийского моря (СГБМ), член Еврокомиссии, отвечающий за внешние связи, Крис Паттен назвал четыре главных приоритета Комиссии ЕС в Балтийском регионе: окружающая среда, ядерная безопасность, Калининград и организованная преступность.
Соседство занятное, но на самом деле тут не до шуток.
Германия отнюдь не смирилась с потерей Восточной Пруссии в результате Второй мировой войны. До недавнего времени о пересмотре послевоенных границ в Европе и заговорить-то было неприлично: бойкот объявят. Но времена меняются. Численность немецкого населения в Калининградской области стала резко возрастать уже в начале 90-х годов. Если до 1990 г. она не превышала 1500 чел., то в 1997 г. составила 5400 человек. Руководство ФРГ оказывает области расширенную гуманитарную помощь, финансирует различные проекты, а это способствует росту миграции в область немцев, в том числе тех, которые раньше жили в Поволжье, Казахстане и других регионах России. К концу 90-х таких переселенцев в области было уже около 10 тыс. человек.
Растущая зависимость области от германских инвесторов усугубляется растущими долгами. Например, 15 млн. долл. составляет долг Калининградской области по кредитному соглашению с "Дрезднер банком".
Вероятность полной потери Калининградской области для России становится не умозрительной гипотезой, а весьма вероятной реальностью. Этому способствуют и настроения в определенных политических кругах. Скажем, лидер региональной Балтийской республиканской партии Сергей Пасько еще в прошлом году активно выдвигал идею немедленного проведения референдума о повышении государственного статуса Калининградской области. Эта инициатива объяснялась тем, что областные власти и федеральный Центр "не способны предложить адекватные и кардинальные решения проблемы развития этого эксклавного российского региона в меняющихся геополитических условиях". Сергей Пасько предлагает повысить статус области до самостоятельной республики в составе РФ с правом принимать свою Конституцию, избирать президента и сенат. В конечном итоге, по мнению лидера БРП, это может сделать самый западный регион России равноправным партнером объединяющейся Европы.
Правда, согласно российской Конституции федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а вовсе не субъекта, а "статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации...", так что если и может иметь вес в этом вопросе референдум, то только всероссийский. Но с референдумами и законами, в том числе основными, в России много чудес происходит. И если идея Сергея Пасько и его единомышленников (российских и зарубежных) будет реализована, партнером Европы регион, может быть, и станет, но вряд ли сильно самостоятельным - не забудем о методичной деятельности Германии. А вот для России и область, и этот выход в Европу и к Балтике будут потеряны.