Если не случится чего-либо чрезвычайного, май станет большой фиестой мировой и европейской политики. В последней декаде старый континент посетит президент Соединенных Штатов. Он накоротке заглянет в Берлин. Но всем ясно, что главным событием станет официальный визит Джорджа Буша в Россию. Для этого свидания готовятся важные соглашения стратегического характера. А увенчан май будет торжественным раутом лидеров 19 стран НАТО плюс Россия в Риме. На нем предполагается придать дыхание "двадцатке" - то есть новому механизму взаимодействия Россия-НАТО, детали которого еще должны дошлифовываются 14-15 мая в Рейкьявике министрами иностранных дел тех же стран.
Итак, "процесс пошел". На авансы ему не скупятся. Представитель Белого дома Ари Флейшер оповещает о "новых отношениях между НАТО и Россией и, естественно, между США и Россией". Некоторые западные политологи, поспешая впереди прогресса, уже узрели "частичное российское членство в НАТО". Но кто сейчас всерьез поручится, во что выльется очередной порыв добрых намерений взаимодействия Востока и Запада, диктуемых новыми и не в последнюю очередь террористическими вызовами безопасности человечества?
Существеннее, однако, то, что элементы противостояния, сохраняющиеся в отношениях между Москвой и Вашингтоном, потеряли базовое значение для Североатлантического союза. Наоборот. В быстро меняющемся мире, особенно в войне против международного терроризма, вполне могут возникать ситуации значительного совпадения мнений и интересов России и США, и тогда скорее всего в дело пойдет инструментарий именно "двадцатки", а не альянса, если вспомнить в основном декларативную роль последнего в афганской войне. Поэтому в застойных военно-политических структурах НАТО не без тревоги относятся к намечаемым переменам, стараясь упредить то, что, на их взгляд, грозит "худшим".
В этой связи примечательно, что завершающая стадия подготовки нового механизма сотрудничества Россия-НАТО сопровождается параллельной резкой активностью политических и военных кругов союза. Она направлена, во-первых, на сохранение НАТО как военно-политического блока; во-вторых, на завершение планов "натоизации" Европы путем дальнейшего расширения альянса, в-третьих, на определение дополнительных сфер и задач его деятельности.
За "наведение порядка" взялись прежде всего немцы. На днях их министры обороны и иностранных дел Рудольф Шарпинг и Йошка Фишер побывали в Вашингтоне, согласовывая там соответствующие программы. Перед их поездкой за океан фракция правящей красно-зеленой коалиции внесла в бундестаге довольно необычную резолюцию. Она не только "целиком и полностью" поддерживает курс на дальнейшее расширение НАТО, но и рекомендует правительству заранее достичь, как значится в этом документе, "европейско-американского консенсуса" в отношении тех стран, которые должны быть приглашены в союз на его ноябрьском саммите в Праге.
Бундестаг полагает, что это должны быть Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Болгария и Румыния. Прежде немцы довольно сдержанно высказывались относительно стран Балтии. Но сейчас, считая, видимо, молчание Москвы знаком согласия, Берлин, насколько известно, при всем прославляемом партнерстве и доверии даже не подумал обсудить эти вопросы с Москвой - ни в контактах на высшем уровне, ни на дипломатическом уровне. Между тем речь идет не просто о политической конструкции. НАТО в Прибалтике не может вызывать безразличия в России, не затрагивать ее безопасности. Ведь, выступая в бундестаге, министр иностранных дел Йошка Фишер прямо говорил о том, что наряду с принятием новых членов необходимо укрепить военный компонент альянса, адаптировать его к задаче отражения новых вызовов. "При этом, - говорил министр, - нельзя допустить перерождения НАТО из военного союза в аморфную структуру типа ОБСЕ".
По мнению Берлина, "натоизация" Европы не должна иметь пределов. В своей резолюции правительственная коалиция считает, что в дальнейшем следует "открыть дверь" в НАТО Албании и Македонии. Почти решенным делом считается возведение в кандидатский ранг и Хорватии. Развертывается политико-психологический нажим на нейтральные страны. Посетивший на днях Вену новый министр иностранных дел Португалии Антонио Мартинс да Круз стращал своих собеседников тем, что "если Австрия подвергнется нападению, то наши боевые самолеты останутся дома", поскольку альпийская республика не членствует в НАТО. Некоторые западные публикации предрекают, что вступление в ряды альянса Финляндии и Швеции становится лишь делом обозримого времени.
Разумеется, все это - планы, наметки, намерения, варианты. Не исключено, что новая европейская реальность в лице "двадцатки" и ее реальная деятельность перечеркнут по крайней мере большинство упомянутых прожектов. На это хочется надеяться. Однако, уповая на действенность новых обстоятельств и факторов, России не следует закрывать глаза на то, что НАТО продолжает свое существование и далеко не все в ее планах может устраивать Москву.
В "Войне и мире" Лев Толстой писал, что накануне 1812 года шло "сосредоточение сил Западной Европы", которые "двинулись с Запада на Восток, к границам России". Понятно, что воспоминание очень условно, ибо даже самое "глобальное" расширение НАТО на восток никакой войной нам не грозит. Но все-таки вполне возможное военное присутствие альянса в Прибалтике, его "особый интерес" к Украине, заявления Тбилиси о желании встать в натовские шеренги и затягивающееся "временное" гостевание солдат ряда стран этого союза в центральноазиатских республиках оставляют не самый приятный осадок. Снимут ли его "двадцатка" и новое сотрудничество с США?
Любопытно, что сказал бы великий писатель и мыслитель, окинув взором Европу начала ХХI века?