0
1406
Газета Политика Интернет-версия

14.05.2002 00:00:00

Забытая академия

Георгий Малинецкий

Об авторе: Георгий Геннадьевич Малинецкий - заместитель директора Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, профессор.

Тэги: наука, академия, ран


Есть в нашем отечестве такая организация - Российская академия наук; академики, члены-корреспонденты, сотни институтов, десятки научных журналов, отличное здание президиума РАН и многовековая история. Не секрет, что это учреждение последние лет десять оставалось не у дел. Руководство академии, судя по многочисленным интервью, тоже так считает, а уж о рядовых сотрудниках и говорить нечего.

И вот наконец, встречаясь с руководством академии, 3 декабря прошлого года Владимир Путин поставил две главные задачи, решения которых он ждет от нашего научного сообщества. Первая - анализ сценариев и научное обеспечение перехода экономики страны от сырьевой ориентации к инновационному пути развития. Это очень крупная и серьезная проблема, требующая больших усилий тысяч разных специалистов: инженеров и биологов, химиков и математиков, экономистов и системных аналитиков и многих, многих других.

Вторая задача - экспертиза государственных решений, прогноз и предупреждение бедствий, катастроф, нестабильностей в природной, техногенной, социальной сферах. Логично: пусть у нас пока нет необходимых инвестиций, чтобы воплощать разработки ученых в новые товары и услуги, но предупреждать общество об опасностях и угрозах ученые могут и должны уже сегодня. Достаточно вспомнить замерзавшее Приморье, утонувший "Курск" и горящую Останкинскую башню, чтобы осознать, насколько это важно и серьезно.

Наверное, можно было бы подумать и о третьей задаче - об использовании потенциала академии в высшей школе и о новом уровне их взаимодействия. Не секрет, что академические лаборатории, центры, полигоны стремительно пустеют, а уровень преподавания в сотнях вузов существенно снизился. Мы очень быстро теряем человеческий капитал, а с ним и надежды на возрождение страны.

Ну да ладно, президенту России виднее. Грех жаловаться. Лучше две задачи, чем ни одной. "А" сказано. Пора браться за дело. Но┘ В этот самый момент 30 марта этого года выходят "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденные президентом РФ.

В этих основах есть все. Множество пунктов и подпунктов, разделов и подразделов. В них упоминаются наукограды и Федеральные научные центры, Российский фонд фундаментальных исследований и малый бизнес. Но среди "планов громадья", делающего честь чиновникам, готовившим документ, нет трех вещей. Во-первых, нет ни первой, ни второй задач, поставленных Владимиром Путиным 3 декабря 2001 года перед учеными России. Во-вторых, нет ни одного упоминания академии наук. Она что, опять не у дел? Или просто не нужна? Когда же президент говорил всерьез - 3 декабря 2001 года или 30 марта 2002 года? Или его опять подставили?

К упомянутым "Основам..." приложены еще два документа, утвержденные Владимиром Путиным, - "Приоритетные направления науки, технологий и техники Российской Федерации" и "Перечень критических технологий Российской Федерации". Первых - 9, вторых - 52.

Дело президента - определять стратегию, формулировать цели, обозначать рубежи, которые должна достичь страна в обозримой перспективе, и возможности, которые после решения поставленных президентом задач будут иметь граждане.

Какие здесь понадобятся исследования и технологии, должны всерьез разбираться другие люди. Не царское это дело┘ Технологии ведь не самоцель, а инструмент для решения поставленных руководством страны задач. И Минпромнауки, и Российская академия наук должны организовать серьезные прогнозные исследования, чтобы выяснить, какие у нас перспективы и "коридор" возможностей, какие инструменты уже есть, а какие предстоит создать. Ведь именно для этого исследователей, чиновников, министров и держат.

Например, для того, чтобы объяснить, откуда мы возьмем средства на развитие 52 критических технологий. Да и трудновато, наверное, двигаться сразу по 52 направлениям? Или почему "Безопасность атомной энергетики" и "Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом" идут по отдельности, а о развитии самой атомной энергетики нет ни слова? Любопытно, почему надо интенсивно развивать "Элементную базу микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров", если создание последних большинство экспертов относят к 2030 году или отодвигают еще дальше?

Или что означает включение в этот список в качестве отдельных технологий "искусственного интеллекта", "компьютерного моделирования", "распознавания образов и анализа изображений"? У нас что - здесь провал, надо срочно вкладывать средства, чтобы выйти на уровень передовых стран (поэтому технологии и критические)? Или, напротив, здесь все настолько хорошо, что, вложив еще усилия, мы окажемся впереди планеты всей?

Ни на минуту не сомневаюсь в квалификации и лучших намерениях разработчиков документа. Очевидно, ответы на эти и многие другие вопросы и необходимые разъяснения президенту были даны. Но также очевидно, что не дело президента входить в детали, которые пока одни ученые не смогли объяснить другим. У него есть гораздо более сложные и ответственные проблемы. За решение которых он лично отвечает.

А что в академии? Если задач решать не нужно, то надо заниматься полями. Ведь надобно же что-то делать. Уже удалось сократить число вице-президентов РАН и по-новому распределить должностные обязанности между оставшимися. На общем собрании в мае, даст бог, из 18 отделений сделают 8. Зато в этих 8 создадут секции. И выборы новых членов станут уже не двухступенчатыми, а трехступенчатыми. Тонкие маневры - правый фланг налево, левый фланг направо, центр отводим в резерв.

А, может быть, все-таки президент в декабре говорил всерьез? Может быть, после "А" будет сказано "Б", "В", "Г" и все остальное, что необходимо? Может быть, мы просто не дождались? Трудно расстаться с надеждой, что в этой конкретной ситуации наконец все будет "как надо", а не "как всегда".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3280
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1814
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4600
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5986

Другие новости