Прослушав Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию, я понял, почему оно так долго откладывалось. Равно как и то, почему упреки правительству в недостаточной амбициозности наметок экономического роста никак не отразились в Послании. Как говорится, керосином огонь не тушат. Если не отринута гиблая ельцинско-гайдаровская концепция социально-экономического развития и остаются прежние идеи, а во многом и прежние исполнители, то откуда взяться ускоренному росту?!
В Послании, безусловно, затронуты важнейшие проблемы внутренней и внешней политики. Однако нет, на мой взгляд, главного. Прежде всего - ответа на вопрос, как мы будем ускорять темпы роста производства. А это задача всех задач.
Далее: какими методами мы намерены бороться с преступностью? Криминал ведь не только терроризирует россиян. По данным депутата Александра Гурова, под контролем преступности находится 40% частных и 60% государственных предприятий, от 50 до 85% банков, в теневой бизнес вовлечены около 9 млн. россиян. Чего еще ждать? Надо говорить не о смягчении наказаний, а скорее о принятии чрезвычайных мер в борьбе с криминалом, коль скоро нынешние методы оказываются бессильными.
Фактически обойдена в Послании и борьба с коррупцией во власти.
Если президент Путин действительно изложил все то, что он может предложить стране и народу, то следующие выборы в Думу выиграют коммунисты. Ведь правда в том, что на фоне "сладкой жизни" нуворишей и верхушки криминального сообщества миллионы россиян бедствуют и просто голодают. За какие такие грехи?! А те, кто их довел до такого состояния, не только не понесли наказания, но находятся во власти. Невольной жертвой при этом станут центристы, ибо они априори поддерживают политику президента. Аналитики уже обратили внимание на то, что положение в стране в Послании приукрашено. Может сложиться впечатление, что президент просто не знает, что делать в нынешней ситуации.
Однако я так не думаю. И, в частности, не считаю, что в этом Послании президент Путин изложил всю ту программу, которую на деле намерен осуществить в ближайшее время. Тут явно скрыто нечто. И в этом "нечто" могут отражаться как внутриполитические, так и внешнеполитические соображения и расчеты, замешенные, возможно, еще и на коллизиях внутри самой власти. Если же идти, как говорят, по цепочке, то вот, на мой взгляд, какая логика напрашивается.
Чтобы президенту Путину выйти на уровень задач, решение которых действительно может создать условия для прорыва России в новое качество экономики и благосостояния (а в конечном итоге и демократии, и защиты прав граждан), необходим целый ряд условий. Во-первых, это глубокое осознание не только властью, но и всей социально активной частью общества трагизма той ситуации, в которой мы оказались по вине наших псевдореформаторов во главе с Б.Н. Ельциным. Во-вторых, это такое же глубокое понимание того, что двукратное падение производства, массовый отток капиталов и интеллектуальной элиты из страны, большие потери в науке, культуре, духовной сфере, откат в научно-техническом прогрессе и т.д. - это состояние, сопоставимое с проигранной большой войной. В таких условиях развитие самотеком, да еще при низких темпах экономического роста, смерти подобно. В частности, для такой большой страны, как наша.
Нам нужна если не мобилизационная модель развития, как это было в Южной Корее, на Тайване или ныне имеет место в Китае, то модель типа той, которую практиковали Америка времен Рузвельта, послевоенные Германия и Япония. Да, рыночная экономика, и демократия, и защита прав человека, но и активная роль государства в экономическом процессе. Не помешали бы и индикативные планы развития, от которых, например, до сих пор не отказалась Япония. Соответственно должна быть решена задача государственного инвестирования на прорывных направлениях. Без этого у нас ничего получится! Причем дело не только в том, где взять средства, но еще и в ограничениях на вмешательство государства в экономику, которые накладывает на страну ее членство в ВТО.
В-третьих, нужна сплачивающая и мобилизующая народ идея. Она присутствует во всех странах в критические моменты их истории. Например, реформы Рузвельта связывались с идеей возвращения народу "американской мечты", которая в годы Великой депрессии многим казалась навсегда потерянной. Феноменально быстрое развитие ("экономическое чудо") как компенсация за поражение в войне стали мобилизующей идеей для немцев и японцев. Догнать развитые страны стало мобилизующей идеей для китайцев.
Однако мобилизующая народ идея, увы, не может вырасти в нашем нынешнем социально-политическом и нравственном климате. Огромная общественная собственность разделена во многих случаях по-воровски. Разрыв в доходах между самыми бедными и самыми богатыми беспрецедентно велик для цивилизованного мира. 13-процентный налог, которым мы похваляемся, на деле есть верный признак слабости государства, которое уже по одному этому признаку не может считаться социальным. Повседневная жизнь полна унижений для простых людей, да и для "новых бедных" с высшим образованием и учеными степенями. Кто-то же в этом виноват, не так ли? В свое время мы во всем винили "проклятый капитализм". Винить в наших нынешних бедах только "проклятый социализм" - не получится, не поверит большинство народа. Ибо тогда таких социальных язв и такой несправедливости в обществе не было. Как не было и такого длительного движения вспять.
Отсюда логично следует, что второй президент должен решительно отмежеваться от губительной для страны политики первого президента, окончательно разойтись с "семьей", "семейными" во власти. Рано или поздно это должно произойти. Но лучше раньше, чем позже. Народ, так сказать, априори поверил в президента Путина, и он это доверие не может не оправдать.