Вчерашнее заседание "большого" Госсовета, обсуждавшее поправки к правительственному варианту закона об обороте сельскохозяйственных земель, проходило на редкость вдумчиво и конструктивно. Год назад обсуждение земельной реформы сподвигло губернаторов на изречение афоризмов из серии "пуповина нации лежит в лоне природы", но вчера в Кремле ничего подобного не наблюдалось. Возможно, сказались призыв президента обойтись без эмоций и его многозначительное напоминание - "никто не может нас упрекнуть, что мы действуем в спешке".
В Александровский зал Кремля большинство губернаторов пришли в настроении отнюдь не боевом. Исключением стал глава Тульской области Василий Стародубцев, выступавший в кулуарах с заявлениями в духе "все доведено до ручки" или "если дорвутся до земли, результат был непредсказуемым". Успокаивал коллег президент Чувашии Николай Федоров, восклицая: "Да покажите мне тех иностранцев, которые ринутся скупать землю! У нас еще десять лет очереди не будет. В наших-то регионах, на Чукотке, например, можно продать хоть 50% земли, да еще к госнаграде представить, если у кого-то получится заняться там сельским хозяйством".
Еще перед началом дискуссий стало понятно, что правительственный вариант закона под нажимом губернаторов уже фактически превратился в рамочный документ. Вероятно, в Кремле решили, что земельный вопрос может стать той каплей, которая переполнит терпение и без того политически "обиженных" региональных лидеров. Однако остается нерешенным принципиальный вопрос о том, кто будет определять сроки начала реформы. По Конституции федеральные законы вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Но для земли губернаторы требовали исключения в свою пользу, и президент с этим фактически согласился, заявив ранее, что "вопрос о сроках введения сельскохозяйственных земель в оборот следует оставить за регионами". Госсоветовцы предлагают дополнить обсуждаемый документ еще одним законом о сроках введения в действие закона об обороте сельхозземель и обозначить в нем предельные сроки. Однако от этого земельная реформа не будет менее рамочной и создаст нежелательный для власти прецедент "законодательных исключений". В то же время, по словам ростовского губернатора Владимира Чуба, затягивать с земельной реформой не имеет смысла, поскольку "момент, к которому успели бы подготовиться все, не наступит никогда".
Другая проблема, не дающая представителям регионов покоя, - это участие иностранного капитала в обороте сельхозземель. Так, представитель администрации президента отметил, что, "когда в разговоре о земле появляется слово "иностранец", губернаторы начинают сильно нервничать". Однако в Кремле не исключают, что вопрос об иностранном присутствии можно было бы отдать на откуп губернаторам, многие из которых готовы оформить земельные отношения с иностранцами в виде, например, долгосрочной аренды.
Неясна и ситуация с оборотом сельхозземель в приграничных территориях. Ни один из действующих законов не разъясняет, что именно считать приграничными территориями применительно к сельскохозяйственному вопросу. Законопроект правительства предлагает определить эту норму указом президента, который может быть подписан уже после принятия закона. Сейчас же с одинаковым успехом приграничной территорией можно объявить как всю территорию России, так и несколько сантиметров приграничной полосы.
Ничуть не меньше губернаторы переживают по поводу "земельных минимумов", которые могут выставляться на продажу. Правительство исходит из того, что предлагать инвестору участок меньше 35% земли в одном административном районе неприлично: больше - можно, меньше - нет. Губернаторы же, в свою очередь, сделали вывод, что в этом случае вся сельскохозяйственная Россия достанется трем олигархам, а то и одному, если он сильно постарается. Против правительственной логики говорят не только эмоции региональных лидеров, но и требования антимонопольного законодательства, устанавливающего, что доля одного собственника не может превышать 20% рынка. Впрочем, выступая на вчерашнем заседании, аграрный министр Алексей Гордеев называл уже совсем другие цифры: 10-15%. И это губернаторы вполне могут приписать к числу своих побед над правительством.
Разработчиков реформы спасает, пожалуй, только то, что земельный вопрос не внес существенных изменений в практику редактирования госсоветовских предложений: править губернаторов будет правительство. Предполагается, что поправки, которые власть сочтет стоящими, кабинет министров будет вносить в свой законопроект между первым и вторым чтениями в Государственной Думе, когда шанс на серьезное выправление текста еще остается.