Что и говорить, жизнь и политика полны парадоксов. Но такого еще не было, чтобы один лауреат Нобелевской премии, да к тому же премии мира - министр иностранных дел Израиля Шимон Перес - терпеливо взирал на то, как его правительство загоняет танками в бункер и держит там фактически в заточении и темноте другого лауреата совместно полученной премии - главу Палестинской автономии Ясира Арафата. И уж вовсе невероятные вещи творятся в отношении святых мест, где идут военные действия. А какие там нанесены разрушения, сколько гибнет мирных жителей! Увы, когда говорят пушки, сантиментам не место.
Понятно, что жуткие по своим кровавым последствиям преступные террористические акты палестинских камикадзе не могли остаться без ответа. Израильтяне вправе требовать от своего правительства защиты. Но от такого цивилизованного государства, каким считается Израиль, можно было бы ожидать более продуманного ответа на вызовы терроризма. Нехитрое дело пустить в ход танки, боевые вертолеты, самолеты и тысячи хорошо обученных солдат против, в общем-то, беззащитных палестинских городов и лагерей беженцев. Но от этого потенциал фанатичной ненависти и террористического озверения может только возрасти. При таком тесном совместном проживании израильтян и палестинцев, не говоря уже о религиозном противостоянии и нагромождении социальных проблем, любая мера требует аптекарской взвешенности, а не просто размашистого удара бронированным кулаком.
С редким единодушием международное сообщество убеждено, что военного решения застарелой палестино-израильской проблемы не существует. Но правительство Шарона упорствует, считая, что только оно одно "шагает в ногу". Год его жесткой линии ничего позитивного не принес: мира нет, переговорный процесс похоронен, положение стало еще отчаяннее. Победоносный генерал былых войн и более чем сомнительных операций против палестинских лагерей, приверженец силы, Ариэль Шарон по прозвищу Бульдозер дает от ворот поворот почти всем миротворческим и посредническим миссиям. Он решает, кого пускать или не пускать к осажденному Арафату. Он осмеливается давать отповедь даже президенту Соединенных Штатов, требующему немедленного отвода израильских войск из оккупированных городов Западного берега Иордана.
Это тоже небывалый парадокс. Ведь речь идет о главном покровителе, союзнике и щедром спонсоре Израиля! Американцам было бы достаточно перекрыть финансирование, чтобы подавить "бунт" Шарона. Неужто мы имеем дело с тайной игрой Вашингтона и Тель-Авива, как подозревают многие в арабском мире? Но ведь палестино-израильский конфликт действительно подвергает риску американские интересы на нефтеносном Ближнем Востоке, ломает или отодвигает планы Пентагона в отношении Ирака...
Как это ни прискорбно, дипломатия международного сообщества в этом регионе уже давно зашла в тупик. В последние годы ее беспомощность в отношении палестино-израильского урегулирования стала еще заметнее. Обсуждение этой проблемы на высшем уровне превратилось в ритуальное повторение призывов к активизации переговорного процесса. Могущественная "восьмерка" не удосужилась сделать совместное авторитетное предупреждение, когда танки пошли в Вифлеем. По-настоящему в мире спохватились, только когда они направили орудия на главную общемировую христианскую реликвию - церковь Рождества Христова.
Между тем единственно перспективный рецепт урегулирования давно известен. Это "мир в обмен на земли" и создание палестинского государства. На сей счет существует множество планов и решений ООН. Теперь появился еще один - "план Фишера". Но ни коспонсоры мирного процесса в лице США и России, ни Евросоюз так и не смогли предотвратить перерастание палестино-израильского противостояния в терроризм и войну.
Впрочем, спрос за создавшуюся ситуацию - прежде всего с Вашингтона. Реально именно США определяли все зигзаги в палестино-израильских делах, сводили вместе лидеров двух сторон, вырабатывали планы Митчелла и Тенета. Но, чрезмерно сконцентрировавшись на "иракской проблеме" и традиционно оказывая предпочтение Тель-Авиву, Белый дом проморгал опасное накопление террористической и политической взрывчатки на палестино-израильском рубеже.
Похоже, что в Вашингтоне и сейчас нет четких представлений о том, как быть и что делать в создавшейся ситуации. Если президент Джордж Буш громогласно "списывает" Арафата, то госсекретарь Колин Пауэлл заявляет, что с главой Палестинской автономии необходимо считаться и впредь, "нравится это кому-либо или нет". По крайней мере Пауэллу ясно, что в настоящее время любой деятель "вместо Арафата" не мог бы рассчитывать на поддержку палестинцев и априори воспринимался бы ими как креатура США и Израиля.
Становится очевидным, что при всех амбициях, касающихся руководства миром, в одиночку Соединенным Штатам с палестино-израильским конфликтом никак не справиться. Настал час действительно международной дипломатии. Появилась на свет "четверка", или, как ее еще называют, "квартет", в составе ООН, США, России и ЕС. Высокие представители этих держав и международных организаций выступили в Мадриде с единых позиций, категорически требуя от обеих сторон прекращения насилия.
Пока это лишь очередной призыв к разуму. Но время не терпит, кровопролитие продолжается. У международного сообщества, собственно, уже не остается другого выхода, как перейти от увещевания враждующих сторон к политическим и иным обязывающим и утихомиривающим мерам. Среди них, если потребуется, могут быть и такие, как эмбарго и миротворческое разведение противников. Но без решительных согласованных действий мирового сообщества в лице той же "четверки" трудно рассчитывать на прекращение войны, избавление от терроризма и поворот палестино-израильских отношений в русло реального и прочного мирного урегулирования под международной эгидой.