Экс-спикер Совета Федерации Егор Строев остался едва ли не единственным губернатором, для которого Центр пока еще готов делать исключения, хотя бы и чисто формальные. Вчера Егору Семеновичу, возглавляющему в Госсовете рабочую группу по вопросу о сельскохозяйственных землях, разрешили позаседать в Кремле. И хотя вчерашнее заседание "земельной" группы обошлось без участия "политических тяжеловесов" администрации президента, Строева это, похоже, вполне устроило.
Рабочая группа вооружилась увесистым томом с критикой и поправками к правительственному варианту Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Как утверждает госсоветовская статистика, за безоговорочное принятие документа высказываются всего два региона, также безоговорочно против - шесть. 37 регионов пока не определились по этому вопросу, а 27 готовы поддержать законопроект условно (со своими поправками). Большинство поправок сводится к требованию гарантий, что земля не будет продана дешевле, чем она стоит. Среди других тезисов выделяются просьбы уточнить принципы залога, формулу расчета компенсаций, ввести обязательное страхование сельхозземель и объяснить, что считать нанесением земле вреда.
Первый заместитель главы Минимущества Дмитрий Аратский снова попытался убедить губернаторов в том, что земельная реформа нужна не для того, чтобы расправиться с губернаторами-латифундистами, а для наведения порядка в земельных отношениях и привлечения инвестиций. "Интервенции инвесторов, которые решатся купить землю и заняться сельским хозяйством", в правительстве не ожидают, ссылаясь на "очень жесткие ограничения", прописанные в законопроекте. Так, документ позволяет отобрать у собственника землю в том случае, если он использует ее не по назначению или наносит очевидный вред. Если же "экспроприированная" собственность не найдет покупателя, в роли инвестора должны будут выступить региональные власти.
Губернаторы смогут также вводить ограничения на приобретение сельхозземель одним собственником - не меньше 35% площадей на отдельно взятой территории. Однако региональные власти с этим согласиться не торопятся и предлагают свои "минимумы" - 5-10%, 20% или до 35%. Кроме того, они хотели бы сами устанавливать порядок приватизации, который мог бы быть закреплен в региональном законодательстве, а федеральный закон в этом случае приобрел бы рамочный статус. Впрочем, ни одно из этих предложений поддержки Минимущества не получило. Правительственные чиновники ссылаются на президента, призывавшего к разработке "полноценных" документов, не требующих огромного числа подзаконных актов.
Между тем Егор Строев ностальгировал по социальной справедливости: "У одного человека, например, много денег, и он может купить 100 тысяч гектар, а у крестьянина нет даже на выкуп своей доли..." Но представители Минимущества объяснили ему, что это вполне нормально. Во-первых, договориться с сотнями совладельцев потенциальному землевладельцу будет не так уж просто, а во-вторых, губернатор всегда сможет прийти к нему "и определить, что земля используется не по назначению". Более того, в правительстве считают, что о крестьянах в состоянии позаботиться и местная власть. Сейчас в частной собственности находится всего около 30% сельхозземель - остальное у государства, и ничто не мешает губернатору "поделиться" землей с крестьянами.