Вчера в Москве прошло торжественное заседание в честь десятилетнего юбилея со дня создания Совета судей. По традиции Совет судей, своего рода "судейский профсоюз", заседает дважды в год в течение недели. Однако нынешнее заседание необычное: помимо юбилея Совет судей продолжает обсуждать ход судебной реформы. Конечно, окончание баталии вокруг президентских законопроектов для многих политиков означало, что и реформа вроде бы закончилась. Для судей же она начинается именно сейчас, и потому в повестке заседаний так много места занимают вопросы кадровой политики и финансового обеспечения.
Решение о появлении совета было принято на первом Всероссийском съезде судей в 1991 году, а после того, как в каждом субъекте Федерации избрали по одному члену совета, в марте 1992 года прошло первое заседание. С самого начала на совет возлагалась обязанность по защите судей и представлению их интересов в других органах госвласти, а также разработка законопроектов. Так, с подачи совета был разработан Кодекс чести судьи РФ, а также принято решение о создании судебного департамента при Верховном суде, гарантировавшего третьей власти относительную финансовую самостоятельность. Особенно активно совет действовал между судейскими съездами и фактически сразу после своего создания стал лоббистом интересов представителей третьей власти в Федеральном собрании и правительстве. А в прошлом году, когда шли бурные дискуссии по статусу судей, именно совет во главе со своим председателем Юрием Сидоренко более чем жестко отстаивал интересы судейской корпорации, вступая в публичную полемику с кремлевским куратором реформы, замглавы президентской администрации Дмитрием Козаком.
В некотором смысле история Совета судей - это история становления всей третьей власти. Не случайно председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, вспоминая основание совета, отметил в своем выступлении, что при обсуждении концепции судебной реформы "на первых заседаниях даже нам эти проблемы казались фантастикой", хотя большая часть положений концепции уже реализована. Впрочем, новые законопроекты (поправки в новый Уголовно-процессуальный кодекс), касающиеся судебной реформы, по-прежнему вносятся президентом в Думу. Так, Лебедев положительно оценил введение судебного ареста с 1 июля этого года (а не с 1 января 2004-го, как планировалось), заявив, что судебная система справится с этой задачей и "никаких опасений здесь быть не должно". Он также посоветовал своим коллегам "творчески" изучить "практику прокуратуры" в этой области. Глава ВС полагает, что вовсе не понадобится вводить специальных судей, занятых только выдачей санкций на арест, поскольку все назначенные судьи достаточно "полноценны". Кстати, еще одно нововведение в УПК коснется сохранения института народных заседателей до 2004 года, поскольку суды присяжных начнут полноценно работать в 80 субъектах Федерации только с 1 января 2003 года. По мнению Лебедева, было бы недопустимо "осуществлять правосудие без участия общества".
Впрочем, как и в любой реформе, в судах достаточно участков, где инициативы вовсю пробуксовывают. В своей обманчиво мягкой манере Лебедев долго и выразительно отчитывал коллег за затяжки с формированием мировых судов, которые до сих пор не укомплектованы на 1400 человек. Глава ВС напомнил, как в прошлом году из-за этих вакансий судебной системе едва не урезали бюджетное финансирование. А поддержавший его генеральный директор судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев заметил собравшимся, что развитие мировой юстиции в их же собственных интересах, ведь только в прошлом году мировые суды рассмотрели около двух миллионов гражданских и уголовных дел. Сосредоточиться на решении конкретных вопросов призвал коллег и глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, мрачно заметивший, что "мы не знаем, что будет с бюджетом дальше". Опасения Яковлева легко понять, поскольку арбитражникам помимо того, что они реформируются наравне с судами общей юрисдикции, грозят еще и законодательные перемены. В апреле-мае второе чтение должны миновать Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы, и хотя их введут в действие только в 2003 году, готовить судей придется уже сейчас.