В декабре прошлого года российское общество пересекло временной экватор, разделяющий прошедшие и будущие выборы в Государственную Думу. Для многих депутатов и тех, кто готовится их сменить в составе федерального парламента, это фактически означает начало нового избирательного цикла - уже сейчас ряд политических заявлений, законодательных инициатив носит явно предвыборный характер. В России, как известно, запрягают медленно, а потому сани лучше готовить летом.
На наш взгляд, уже сейчас стоит подумать об усовершенствовании процесса голосования и подготовки к нему. Побуждает к этому целый ряд серьезных проблем технического и политического характера. Они касаются не кандидатов на тот или иной пост, а простых граждан, которым Конституция РФ гарантирует право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдумах (ст. 32 п. 2 Конституция РФ). Последние выборы во властные органы субъектов Федерации показали рост политической апатии россиян, который объясняется как потерей доверия к выборам как способу выражения воли избирателей, так и несовершенством самой технологии процесса голосования. Впрочем, это взаимосвязанные явления.
Яркой иллюстрацией отношения населения к "гражданскому долгу" могут служить выборы в Московскую городскую Думу 16 декабря прошлого года: в разных округах в них приняли участие от 27,24 до 36,3% москвичей. В результате Мосгордума в лучшем случае представляет интересы 3 млн. из 10 млн. жителей. Сходная картина и в других российских регионах - количество принявших участие в выборах крайне редко превышает 50% от числа зарегистрированных избирателей. Эти голоса распределяются между различными кандидатами, поэтому даже если победитель получает поддержку более половины проголосовавших, ясно, что в сегодняшней России выборные органы представляют интересы в лучшем случае трети населения. И это не "издержки демократии": как бы банально это ни звучало, таково тяжкое наследство советского периода.
Помимо подсознательного или явного недоверия россиян к выборам, существует еще одна большая проблема - учет самих избирателей. Та система, которая существует сегодня, держится исключительно на изживающем себя институте прописки. Однако после перехода страны на новые основы развития процесс внутренней и международной миграции населения резко усилился, и этот объективный фактор невозможно не замечать. В подобной ситуации вести учет тех, кто должен прийти к избирательным урнам, становится все более и более затруднительно.
Новый президентский закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", находящийся на рассмотрении в Государственной Думе, проблем учета россиян, имеющих право участвовать в выборах, не решает. Вместе с коллегами-депутатами от фракции СПС мы подготовили поправки к этому законопроекту.
Во-первых, мы предлагаем модернизировать систему голосования, ввести повсеместный электронный учет избирателей и создать единый банк данных избирателей, доступный на любом участке для голосования. Это даст возможность полностью или частично отказаться от открепительных талонов. Кроме того, необходимо разрешить голосовать по интернету - технические возможности "мировой паутины" позволяют это, и многие страны уже сегодня работают в данном направлении. К примеру, в Эстонии уже давно стремятся сделать все, чтобы проводить выборы в парламент через интернет. Можно быть уверенными, что вскоре соответствующие законы и технические условия будут подготовлены. Процесс внедрения online-выборов активно идет и в Великобритании, где собираются даже предоставить возможность голосовать при помощи SMS-сообщений с мобильных телефонов.
Во-вторых, мы считаем необходимым предоставить право избирать своих представителей шестнадцатилетним гражданам. Это требование логически вытекает из самой Конституции РФ, которая ограничивает в избирательном праве только тех, кто признан судом недееспособным, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 п. 3). По возрасту 16-летние не являются недееспособными - у многих из них паспорт гражданина РФ за два года уже успевает изрядно поистрепаться. А если говорить о мужской части этой категории населения, то тем более несправедливо лишать возможности повлиять на судьбу своей родины тех, кто готовится ее защищать. Как показывает практика, к 16 годам человек вполне осознает ситуацию в стране и думает о своем будущем.
Мы не исключаем, что наша законодательная инициатива столкнется с противодействием со стороны консервативной части Думы, которая вообще с радостью отменила бы все выборы, а также со стороны тех, кому просто дорога старая добрая урна - в ней можно и второе дно сделать, и вообще потерять где-нибудь в глубинке. Однако без использования новых технологий и привлечения молодых россиян к избирательному процессу мы скоро столкнемся с ситуацией, когда повторные голосования можно будет проводить до бесконечности, расходуя силы и средства в бессмысленной надежде на то, что уж на следующий раз количество дошедших до избирательного участка пенсионеров превысит необходимый минимум.