Во вторник в Веймаре открылся двухдневный российско-германский саммит. В программе консультаций на высшем уровне целый перечень вопросов: от международных угроз, расширения ЕС и НАТО и перспектив сотрудничества России с этими структурами до подготовки к саммиту "большой восьмерки" и гражданского форума "Петербургский диалог", который главы государств намерены посетить в первый день саммита. Насыщенность программы подчеркивает и состав участников. В российской делегации обозначены руководители Минфина Алексей Кудрин, МИДа - Игорь Иванов, МВД - Борис Грызлов, Минпромнауки - Илья Клебанов, Министерства культуры - Михаил Швыдкой, а также глава СВР Сергей Лебедев.
В числе главных международных вопросов - ситуация на Ближнем Востоке и вокруг Ирака. И в России, и в Германии придерживаются мнения, что любые односторонние действия могут повлечь за собой обострение ситуации и окончательно вывести конфликт из-под контроля. Стороны планируют обсудить тему афганского урегулирования и, возможно, балканский вопрос. Вероятно, в Веймаре снова возникнет тема трансформации отношений России и НАТО в формат "двадцатки".
Что касается отношений России и вступающей в предвыборную кампанию Германии, то главная задача Москвы - "удержать стабильный темп взаимодействия" вне зависимости от результатов народного волеизъявления. Впрочем, как утверждают представители Кремля, немецкая политическая элита в "российском вопросе" близка к консенсусу, и "сложного американского варианта" в данном случае ожидать не стоит. В Веймаре же двусторонние отношения могут получить дополнительный экономический импульс - Москва и Берлин всерьез настроены "расчистить" свои финансовые отношения от неурегулированных задолженностей.
Речь идет о сумме в 6,4 млрд. переводных рублей (из расчета 1 рубль - 1 доллар), о которых в России говорят как о торговом сальдо по товарным поставкам в 1989-1991 годах из ГДР, зафиксированном в пользу Германии. В Берлине настаивали на том, что это не сальдо, а долг, который следует записать на счет государства. В Кремле рассчитывают, что нынешний этап консультаций позволит закрыть долговую тему. Как подчеркнул накануне визита в Германию Владимир Путин, отвечая на вопросы немецких СМИ, "принципиально у нас есть все шансы договориться об этом в Веймаре". Российский президент не исключает, что у сторон "останется проблема чисто технического характера - положить возможное достижение этих договоренностей на бумагу".
Какие именно договоренности окажутся на бумаге, пока неясно. Как пояснили "НГ" в посольстве Германии в Москве, переговоры еще не завершены и о конкретных результатах говорить рано, хотя стороны сохраняют оптимизм. В Кремле оптимистичные настроения немецких коллег разделяют и обещают, что "договоренности устроят обе стороны". Переговорная позиция России определилась еще в прошлом году - изучить структуру долга и отсечь все лишнее. Большая часть долга приходится на последние месяцы существования СССР, и у российских экспертов есть ряд вопросов, связанных, в частности, с ценами на энергоносители, которые в тот момент были существенно занижены. А целый ряд сделок вообще стал предметом арбитражного урегулирования.
Немецкую же сторону больше устраивает вариант с согласованием коэффициента, по которому следует рассчитывать выверенный в переводных рублях долг. Год назад представители немецкой делегации дали понять, что Россия для Германии такой же финансовый партнер, как, например, Чехия или Польша, и разговор о льготах возможен лишь в том случае, если наша страна столкнется с экономическими сложностями, связанными с внешней конъюнктурой, а таковых пока не наблюдается. Впрочем, как поясняют источники "НГ", долговые коэффициенты этих стран не превышали показателя 0,4.
В то же время в Кремле не исключают, что в ходе веймарских консультаций снова может быть затронут вопрос о конверсии части долга в инвестиции с неизбежными корректировками. Напомним, что год назад Россия настаивала на приложении схемы "долги в обмен на инвестиции" как к расчетам по товарным поставкам, так и к урегулированию отношений с Германией как членом Парижского клуба. В Берлине эта инициатива не вызвала поддержки, да и объекты потенциальных инвестиций (даже как способ урегулировать советско-гэдээровскую задолженность) вызывали у немецких промышленников много вопросов. Тем не менее вне зависимости от долгового урегулирования министерства экономики России и Германии подготовили доклад по инвестиционным проектам, к которым проявляют интерес обе стороны. Более того, как заявил "НГ" председатель ММВА, бывший руководитель департамента внешнего долга в Минфине Андрей Черепанов, снятие вопроса немецкой задолженности может создать хороший прецедент для разрешения аналогичных проблем России, например, с Чехией, Словакией, Венгрией. В общей сложности здесь речь может идти о сопоставимой сумме - более 5 млрд. долл.