Новые правила аккредитации для журналистов при правительстве области сочинили в пресс-службе губернатора Дмитрия Аяцкова. Ответственность за авторство и основные идеи правил на себя не взял никто. Под постановлением стоит одна подпись - губернатора.
Прежде всего власть желает знать гораздо больше о самом СМИ, желающем регулярно получать из первых рук информацию о работе областного правительства: в заявке нужно будет указывать учредителей и издателей, уставные задачи, а также номера телефонов и факсов.
Еще больше опасений вселяют прописанные в правилах возможности лишения журналиста аккредитации. Это можно будет сделать не только "в случаях, установленных законодательством", но и за смех в ходе мероприятия, за ошибку в терминологии, за неуважение законных интересов органов исполнительной власти, а также если СМИ в течение трех месяцев со дня аккредитации не осветит деятельности органов исполнительной власти. Информацию предлагается получать на брифингах, из пресс-релизов и непосредственно с мероприятий, но только если выпала честь быть туда приглашенным. Без приглашения примерно восьмидесяти отобранным для аккредитации журналистам в здание правительства заходить тоже можно, но только по будням и строго в рабочее время. В субботу и воскресенье вход - только с разрешения пресс-службы и с согласия руководителя аппарата губернатора.
Журналисты усмотрели в новых правилах наступление на свободу получать и распространять информацию. Руководитель губернаторского пресс-ведомства Александр Легкий в ответ заявил, что эти правила создают благоприятные условия "для выполнения профессиональной деятельности" корреспондентов.
В поисках надежного надсмотрщика для прессы в Саратове за последнее время перебрали много кандидатур. Накануне своего рывка в Москву этим занималась даже нынешний вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. Информационно-аналитическое управление превращали в министерство печати, дробили его на самостоятельное управление правительства по делам печати и подотчетную только губернатору пресс-службу. Брали на первые роли служилых и продвинутых чиновников, прикормленных руководителей местных изданий и популярных независимых журналистов. И всегда как та, так и другая стороны оставались недовольными.
Вопрос, зачем понадобилось обновлять понятные, короткие правила аккредитации 1998 года выпуска, пока остается без ответа. Александр Легкий намекает на праздное шатание почти 200 журналистов с просроченными карточками по столовым и другим заповедным местам правительства. Редактор региональной вкладки к "Комсомольской правде" Олег Злобин полагает, что команда "не пущать!" спущена по более серьезному поводу. "Чиновники - тоже люди, они оговариваются. Использование этих ляпов журналистами и привело к препонам".
Законность поставленных препон выясняет сейчас прокуратура области. Уже второй раз за последние полгода призванная подкорректировать отношения правительства к пишущей братии, она легко встает на сторону СМИ. Имидж на журналистском недовольстве готова сделать себе и законодательная ветвь власти. Возглавляющий ее Владимир Чуриков объявил ограничительные меры чушью и обещал расширить поток информации, выходящий из Думы. Не забыв, впрочем, пригрозить за искажение этой информации наказывать в судебном порядке.
Понятно, что у власти есть причины обижаться на недостаток профессионализма некоторых корреспондентов, работающих в Саратове. Но с непрофессионализмом, наверное, следует бороться иными средствами. Скорее новая "законодательная инициатива" губернатора и его пресс-службы объясняется простым чиновничьим желанием - заставить журналистов ходить по струночке. На политической задорности, нескучности, свойственной первому лицу области, выросло целое поколение журналистов и редакторов, никогда не отказывающих себе в возможности упомянуть, или высмеять, или раскритиковать Аяцкова. Говорят, теперь он понял, что разбаловал прессу.
Саратов