Вчера Конституционный суд огласил постановление о проверке ряда положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Высшая судебная инстанция своим решением поддержала самую первую реформу, предпринятую Владимиром Путиным в качестве президента.
Напомним, что новая редакция этого закона давала президенту право досрочно прекращать полномочия глав администраций и законодательных собраний субъектов Федерации в случае принятия ими законов, противоречащих Конституции России. Само появление законопроекта два года назад в Совете Федерации вызвало бурю негодования среди губернаторов и глав республик: президента обвиняли в покушении на право граждан избирать и быть избранными, нарушении Конституции и разрушении федеративного устройства РФ. В итоге в КС были направлены три запроса относительно этого закона: от президента Чувашии Николая Федорова, Госсовета Адыгеи и Госсобрания Саха (Якутия). Правда, Федоров перед самым рассмотрением снял свой запрос.
Вынесенное Конституционным судом постановление подтверждает право президента. Однако глава КС Марат Баглай, комментируя постановление, не случайно неоднократно повторил, что постановление "посвящено защите Конституции, защите единства правового поля страны". На первый взгляд монополия президента на право контроля за всеми органами госвласти, в том числе и выборными, кажется практически безграничной. Однако мотивировочная часть решения КС вводит три барьера на пути осуществления этой монополии. Обязательным элементом процедуры является вынесение предупреждения нарушителю. А чтобы отстранение от должности или роспуск Заксобрания были законными, требуется в судебном порядке подтвердить как минимум два факта. Сначала должно быть решение суда о признании нормативного акта не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам. И если несостыковку с федеральным законодательством может установить суд общей юрисдикции, то для сверки регионального закона с Конституцией придется подавать запрос в КС. Кстати, сроки рассмотрения заявления в Конституционном суде довольно долгие - от полугода до года.
Потом во втором судебном процессе должно быть доказано, что губернатор или депутаты регионального парламента сознательно и злостно уклоняются от "исполнения первоначального судебного акта" и только поэтому требуется "федеральное воздействие в целях его исполнения". Но и повторного решения суда недостаточно: само по себе бездействие "еще не дает оснований для начала процедуры досрочного прекращения полномочий", и теперь уже в третьем судебном процессе должен быть доказан "конституционно значимый" характер нарушений. То есть в суде представителям прокуратуры придется доказывать, что изобретенный региональными властями закон привел к массовым и грубым нарушениям прав и свобод граждан, угрожает единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ, обороноспособности страны, а также единству правового и экономического пространства. По объему и тяжести обвинений это все равно, что доказывать в суде подозрения в шпионаже в пользу американско-франко-немецко-японской разведки одновременно. Маловероятно, чтобы после массовой зачистки регионального законодательства, когда за последние два года значительное большинство нормативных актов субъектов Федерации оказались проверены на соответствие федеральному законодательству, удалось бы отыскать столь кричащее нарушение Основного закона. Так что постановление суда носит явно превентивный характер.
Показательно, что свое решение судьи КС готовили необычно долго, вместо привычных двух недель - более двух месяцев. Постановление выстраивает достаточно гибкую систему разделения полномочий властей за счет подключения судебных инстанций разного уровня. К тому же - в духе традиций КС - оставляет максимум возможностей досудебного урегулирования конфликта между сторонами. По словам председателя КС, это постановление не направлено против глав субъектов Федерации. Наоборот, "их права достаточно защищены и к тому же процедура их отстранения от должности достаточно сложная".
Кстати, вчера в заседании Конституционного суда первый раз принял участие новый судья Сергей Казанцев. Он сообщил журналистам, что его кандидатура, предложенная президентом, предварительно обсуждалась и с Маратом Баглаем. Казанцев является специалистом по истории права и жилищному законодательству, а в середине 90-х несколько лет трудился в мэрии Санкт-Петербурга, когда там работал и Владимир Путин. Однако при своем назначении он не встречался с президентом, хотя провел ряд встреч с первым замглавы кремлевской администрации Дмитрием Медведевым и управлением кадров.