Очередные выборы депутатов Государственной Думы должны состояться в декабре 2003 г., президента РФ - в марте 2004 г. В последнее время в прессе все чаще звучат высказывания о необходимости совмещения этих выборов. Серьезность намерений сторонников этой инициативы подтверждается и тем, что источником ее является прокремлевская фракция "Единство" в Государственной Думе.
Совмещение федеральных выборов возможно в основном по двум сценариям: либо будет продлен срок легислатуры Государственной Думы, либо сокращен срок президентских полномочий. Причем, по мнению инициаторов подобного развития ситуации, первый вариант предпочтительнее.
В качестве аналогии приводятся примеры удачного совмещения региональных выборов. Необходимо, однако, помимо соображений целесообразности учитывать и правовую составляющую вопроса.
Институт совмещения выборов различного уровня появился в правоприменительной практике после внесения 30 марта 1999 г. изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым разрешается единовременно сокращать либо продлевать срок полномочий региональных и местных органов власти, но не более чем на девять месяцев.
При этом срок полномочий федеральных органов государственной власти остается незыблемым, а его изменение в целях совмещения различных выборов не допускается. Действительно, срок, на который избираются депутаты представительных органов и иные выборные должностные лица в регионах, закреплен в Конституциях субъектов Федерации, уставах муниципальных образований, и поэтому определение условий его соблюдения возможно в федеральном законодательстве. Что же касается Государственной Думы и президента РФ, то срок их полномочий определяется Конституцией Российской Федерации (статья 96 часть 1 и статья 81 часть 1) и равен четырем годам. Таким образом, даже внесение дополнений в указанный федеральный закон, устанавливающих условия, при которых названный срок может быть изменен, будет юридически ничтожно. Норма об увеличении либо уменьшении конституционно закрепленного срока полномочий может содержаться только в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ полномочия Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, установленных ее статьями 111 и 117. Возможность продления полномочий федерального парламента Конституцией не предусмотрена. Необоснованное продление полномочий органа или должностного лица является нарушением рамок его законной легислатуры, что связано с утратой им права на представительство народа, а потому противоречит принципу народовластия и праву граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства через своих представителей (статья 3 часть 1 и статья 32 часть 1 Конституции РФ).
Исходя из этого, а также учитывая объективные факторы, из-за которых внесение соответствующих поправок в Конституцию РФ представляется делом достаточно проблематичным, вариант совмещения выборов путем продления полномочий Государственной Думы вряд ли возможен в нынешних условиях.
Также невозможно без изменения Конституции и сокращение срока президентского правления. Правда, некоторые аналитики указывают на возможность досрочного прекращения полномочий действующего президента, что позволило бы совместить федеральные выборы, но они не учитывают того, что в этом случае Владимир Путин не сможет выдвинуть свою кандидатуру на внеочередных выборах.
Ведь еще в июле 2001 г. с подачи самого президента в федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав были внесены изменения, согласно которым гражданин Российской Федерации, замещавший должность президента РФ и досрочно прекративший исполнение своих полномочий, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
Поправки эти были инициированы Центризбиркомом России в ответ на волну отставок глав субъектов Федерации с последующим выдвижением их кандидатур на новых выборах. Однако, поставив заслон на пути нерадивых губернаторов, законодатели тем самым ограничили возможность политического маневра и для президента РФ.
Конечно, внесенные в закон поправки весьма сомнительны с точки зрения их конституционности, так как они необоснованно ограничивают пассивное избирательное право граждан Российской Федерации. Вместе с тем оспаривание в Конституционном суде РФ внесенных в федеральный закон изменений - процедура достаточно длительная, и к тому же результат этого оспаривания отнюдь не предсказуем.
Таким образом, оценивая перспективы возможного совмещения выборов президента РФ и Государственной Думы, можно сказать, что теоретически (с точки зрения права) это возможно, однако на пути реализации этой идеи стоят такие серьезные препятствия, необходимость преодоления которых вряд ли может быть оправдана политическими соображениями.