Руководитель думских левых Геннадий Зюганов объявил вчера о том, что Народно-патриотический союз России, фактически объединяющий только КПРФ и часть Аграрной партии, "переходит в жесткую оппозицию политике агрессивно-послушного большинства Государственной Думы". Тем не менее коммунисты заявили, что не собираются бойкотировать работу нижней палаты. Еще на пленарном заседании о своих отставках уведомили глава комитета по культуре Николай Губенко, председатель комитета по делам общественных объединений Виктор Зоркальцев (оба из фракции КПРФ) и руководитель комитета по делам национальностей Валентин Никитин (агропромышленная группа). Геннадий Селезнев попросил немного времени на то, чтобы принять решение о своей отставке. Было видно, что выбора у него уже нет и что это ему крайне не нравится.
Все эти события стали результатом решения большинства Госдумы об изъятии у левых всех более-менее значимых комитетов. Несмотря на то что спикер ночью все-таки смог дозвониться до Владимира Путина и получить от него заверения в готовности встретиться с думским руководством за круглым столом, настроений некоммунистических депутатов это никак не поменяло. Правда, сам Селезнев привел слова президента о том, что кадровую проблему Дума должна решать самостоятельно. Центристы и примкнувшие к ним СПС, "ЯБЛОКО" и ЛДПР пожелание главы государства и выполнили. 251 человек голосовал за изгнание левых из начальственных кабинетов, а за назначение на теплые места более правильных с политической точки зрения господ депутатов высказались 260 законодателей.
Геннадий Зюганов возложил ответственность за все впредь принимаемые решения как в парламенте, так и в целом в стране "на президента, подчиненное ему правительство и послушно голосующую Государственную Думу", а также произнес весьма жесткие слова об ожидаемых действиях Геннадия Селезнева: "Мы считаем, что руководить Думой, которая проводит откровенно правую разрушительную политику, ни один из лидеров Коммунистической партии не имеет права". Впрочем, что сделает сам Селезнев, а также вице-спикеры от КПРФ и аграриев Петр Романов и Геннадий Семигин, верхушка КПРФ намеревалась обсудить позже. А пока корреспонденту "НГ" стали известны некоторые подробности договоренностей между коммунистами и думским спикером. Пользуясь тем, что совсем недавно Кремль жестко запрещал своим людям на Охотном Ряду ставить вопрос об отставке Селезнева, спикер должен был потребовать голосования о доверии. И в том случае, если бы оно было оказано, на основе только что подтвержденных полномочий потребовать от большинства согласия на их участие в переговорах с левыми.
Какую выгоду коммунисты надеялись получить от этой интриги, если бы она удалась, пока не очень понятно. Возможно, суть придуманной ими операции заключалась лишь в том, чтобы, начав консультации, максимально затянуть время и доказать Кремлю: любые внутридумские кадровые перестановки полностью парализуют законодательную деятельность нижней палаты. Что же касается просьбы Геннадия Селезнева о дополнительном времени для раздумий и принятия того или иного решения, то она связана только с одним: вчера вечером думский спикер намеревался посетить прием в честь итальянского премьера Сильвио Берлускони, на котором Владимир Путин не присутствовать не мог.