Намерение лидеров шести думских фракций перераспределить комитеты нижней палаты в ущерб коммунистам, которое было выдвинуто в понедельник на специальном совещании, прокомментировал вчера спикер Госдумы. Геннадий Селезнев, естественно, был недоволен решением Совета палаты о том, что соответствующее постановление будет обсуждаться уже на сегодняшнем пленарном заседании.
Он отметил, что сообщения СМИ об этом он поначалу воспринял как первоапрельский розыгрыш, однако теперь считает, что думские лучшие времена заканчиваются и начинается эпоха землетрясений. Селезнев также сообщил, что в качестве своей лепты во внутридумскую реформу он внес предложение о ликвидации комитета по регламенту как не занимающегося законодательной деятельностью. Напомним, что автором проекта постановления об изъятии у фракции КПРФ восьми портфелей из десяти стал именно этот комитет под руководством депутата из "Единства" Олега Ковалева. К середине же вчерашнего дня Геннадий Селезнев стал гораздо серьезнее: на своем экстренном брифинге он объявил о том, что пока не может дозвониться до Владимира Путина, но надеется поговорить с ним уже в ближайшие часы. Пока же председатель нижней палаты выступил с инициативой отложить обсуждение постановления о комитетах до возвращения президента из отпуска для того, чтобы пригласить его принять участие в специальном круглом столе, который и должен каким-то образом урегулировать сложившуюся ситуацию. Ее думский спикер считает кризисной и обещает, что изменения в руководстве четверти комитетов парализует законодательную деятельность.
Впрочем, это вряд ли произойдет, ведь комитеты, отнимаемые сейчас у коммунистов, или косвенно занимались законами, или вообще особо не вылезали со своими инициативами на пленарные заседания. Теперь, согласно планам центристов, у фракции КПРФ должно остаться два комитета - по культуре и туризму и по делам общественных объединений и религиозных организаций. Комитеты по экономической политике и по труду достаются фракции СПС, которая ставит на них депутатов Григория Томчина и Андрея Селиванова, а комитет по образованию и науке - "ЯБЛОКУ". Эта фракция уже избрала его председателем Александра Шишлова. Еще один комитет - по промышленности - отдали "Регионам России", которые тут же внутри себя развязали по этому поводу небольшую войну. Союзникам КПРФ - думским аграриям - центристы и примкнувшие к ним фракции отдали два бывших коммунистических места - комитет по делам женщин и мандатную комиссию. При этом, правда, у них отняли их родной аграрный комитет, перешедший в руки фракции ОВР. Его собирается возглавить Геннадий Кулик. Эта фракция подобрала и еще два комитета, отнятых у левых, - по государственному строительству и по делам Федерации. Кресла их руководителей займут соответственно Валерий Гребенников и Виктор Гришин. При этом ОВР решила ликвидировать комитет по делам ветеранов, возглавляемый маршалом Советского Союза Виктором Куликовым. Таким образом, у ОВР будет четыре комитета, у СПС - три, у "Регионов России" - два (один из них - бюджетный - считается за пару). У "ЯБЛОКА" будет всего один комитет, а у "Единства" и "Народного депутата" - прежнее количество (соответственно семь и пять).
Коммунисты вчера так и не смогли четко сформулировать не столько свое отношение к происходящему (оно, понятное дело, было отрицательным), сколько свою дальнейшую реакцию. Вопросы журналистов они встречали крайне нелюбезно, намекая на то, что им не нравится такого рода "шпионское любопытство". Впрочем, по сведениям ряда думских источников, стало известно, что пока наиболее популярным вариантом ответа является идея оставить и все остальные думские посты, чтобы уйти в чистую оппозицию думскому большинству и, естественно, режиму, которое оно представляет. Однако вопрос о том, будет ли рекомендовано и Селезневу сделать такой шаг, вчера не обсуждали. Сам спикер объявил о том, что он не будет "ванькой-встанькой", но объяснений такой фразе не дал, отметив, что "все может быть".
Интересно, что Геннадий Селезнев, по его словам, ничего не знал об ответных мерах коммунистов и вообще, похоже, не хотел на эту тему рассуждать. Тем более что перераспределение комитетов, судя по всему, принесло центристам еще один результат, ими явно ожидаемый. Они сильно осложнили и без того непростые отношения Селезнева с фракцией КПРФ, многие депутаты которой, очевидно, разозлились на спикера за то, что его должность, коммунистам давно уже мало выгодная, по расчетам центристов, "стоит" три комитета. Кстати говоря, сделанный последними столь произвольный подсчет ценности того или иного думского поста очень хорошо демонстрирует суть намеченных на сегодня внутридумских изменений.
Апрельская реформа парламентских комитетов абсолютно похожа на то, что было сделано в январе 2000 года, когда "Единство" и "Народный депутат" сговорились с КПРФ и аграриями о разделе Думы по своему усмотрению. Тогда эти фракции называли распределение руководящих постов по-настоящему справедливым, а обиженные ругались и призывали победителей помнить о демократических принципах. Сейчас же происходит тот же сговор, но основанный уже на другом думском большинстве и уже за счет коммунистов, которые теперь сами поминают демократию недобрым словом. Интересно, что и нынешний передел уже объявлен самым справедливым и объективным несмотря на то, что у одной фракции в 80 с лишним человек будет находиться в руках 7 комитетов, а у другой с той же численностью - всего 2.