Лидер СПС Борис Немцов: "Это политический заказ, не имеющий отношения к правосудию"
-Борис Ефимович, мы знаем, что "Союз правых сил" внимательно следит за событиями, которые разворачиваются сегодня вокруг "Независимой газеты". Вы провели даже специальное депутатское совещание в Госдуме по этому вопросу. Прокомментируйте, пожалуйста, решение, принятое депутатами на заседании фракции СПС.
- На заседании фракции "Союза правых сил" было принято решение сделать парламентский запрос в Генеральную прокуратуру России по поводу "дела Игоря Зотова", которое, на взгляд депутатов СПС, является в чистом виде политическим заказом и никакого отношения к правосудию не имеет. И, между прочим, никакого отношения к Игорю Зотову тоже не имеет. Зотов - известный журналист, который вообще-то занимается проблемами культуры. Если уже наша власть добралась до таких людей, то что в таком случае будет с журналистами, которые пишут о политике? Я уж не говорю про Татьяну Кошкареву и Рустама Нарзикулова. Их уже скоро, наверное, как класс уничтожат.
Я понимаю, конечно, что успех, достигнутый в "деле ТВ-6" и разбирательства с "Эхом Москвы", только возбуждает аппетит и желание уничтожить вообще все то, что сопротивляется. Хотя я не могу сказать, что "Независимая газета" - издание оппозиционное. "НГ" - обычная, нормальная газета, без всякой тенденциозности. Когда-то есть позитив, когда-то - негатив. Но в целом "Независимая газета" - нейтральная. Естественно, мы будем защищать и Игоря, и "НГ", несмотря на то что "Независимая газета", скажем так, по-разному к нам относится. Но сейчас это не имеет никакого значения.
- То есть вы считаете, что действия московской прокуратуры в отношении заместителя главного редактора "Независимой газеты" не что иное, как очередная попытка власти приструнить неугодные СМИ?
- Я вообще не понимаю, куда идет это дело. Я не понимаю, как можно строить либеральную экономику с кляпом во рту и как добиваться при этом результатов. К сожалению, сегодня в обществе нет понимания важности свободы слова. Люди говорят: "Дайте нам зарплаты, повышайте пенсии, снижайте налоги, а остальное нас не интересует". Но надо знать очевидные вещи - уровень жизни прямо пропорционален уровню свободы слова. Есть высокий уровень жизни в стране - есть свобода слова, нет высокого уровня жизни - нет и свободы слова. Правда, если ее нет, то это, может быть, хорошо для правящей элиты. Но большинство людей живут в темноте и невежестве, ничего не знают, нищенствуют, и никакой возможности достучатся до начальства у них нет.
Конечно, власть пользуется тем, что общественное мнение относится к свободе слова прохладно, она пользуется тем, что политическая элита в России труслива, что все хотят "приклеиться" к власти. И чувствует свою безнаказанность. Я убежден, что "дело Зотова", так же, как и "дело "Эха Москвы", и "дело ТВ-6", и "дело Бабицкого", - путь в бесправие и произвол. А мы туда не хотим.
Замглавы комитета по информационной политике, член комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией Борис Резник: "Власть нашла топор под лавкой"
- Борис Львович, что, по вашему мнению, может стоять за прокурорским преследованием Игоря Зотова? Ведь вряд ли стоит сомневаться в том, что сами работники московской прокуратуры считают его уголовным преступником?
- Ситуация, которая сейчас сложилась с вашей газетой и Игорем Александровичем Зотовым очень тревожная по свой сути. Наши правоохранительные органы вместо того, чтобы бороться с коррупцией, с преступностью, предпринимают фронтальное наступление на прессу, которая сейчас практически в одиночку вскрывает пороки нашего общества. Причем действуют они чрезвычайно непрофессионально. Что есть статья "привлечение к уголовной ответственности за клевету"? В свое время я писал очень острые материалы, являясь собственным корреспондентом газеты "Известия" по Дальнему Востоку. И по этой статье меня пытались привлечь несколько раз. Это никогда не удавалось. И не только потому, что у меня каждый факт подкреплялся документами. А потому что следствие должно доказать умысел журналиста. То есть когда человек заведомо знает, что пишет неправду и тем не менее публикует этот материал. А в данном случае Зотов не является даже автором статьи. И уж он тем более не может быть привлечен к уголовной ответственности за клевету, потому что он не клеветал, ни про кого ничего не писал.
Подписывать номера газеты - чисто техническое дело, этот процесс включает в себя много различных людей. Прокуратура просто не может об этом не знать. Это попытка устрашить всю прессу и "потрафить" властям, которым не люб Борис Березовский и которые считают, что средства массовой информации, финансируемые Березовским, должны быть уничтожены. Так что тенденция здесь просматривается очень четкая.
- Вы являетесь членом комитета Госдумы по борьбе с коррупцией и одновременно возглавляете подкомитет нижней палаты парламента по печатным СМИ. Вероятно, вам нередко приходится сталкиваться с неадекватным отношением правоохранительных органов на работу журналистов. И все же, судя по вашей реакции, "дело Зотова" выбивается даже из этой общей тенденции?
- Действительно, подкомитет Государственной Думы по печатным СМИ, который я возглавляю, не может проходить мимо ситуации вокруг Зотова и "Независимой газеты". Мы обязательно выскажем свою позицию и свое отношение к происходящему. Сейчас я пишу запрос генеральному прокурору Владимиру Устинову, причем не только как зампред комитета Госдумы по информационной политике, но и как член комиссии по борьбе с коррупцией и член российского национального антикоррупционного комитета. Ведь мы постоянно обращаемся в Генеральную прокуратуру России и в другие правоохранительные органы с проверенными материалами, в которых содержится информация о злоупотреблениях, о преступлениях в высших эшелонах власти. А в ответ получаем просто отписки.
Никто не пытается вникнуть в суть дела, провести хоть какое-нибудь расследование, привлечь виновных к уголовной ответственности. Хотя мы представляем материалы о совершенно вопиющих фактах, о хищениях миллионов долларов. И касается это самых высших должностных лиц в стране. На этом фоне преследование журналиста, который не занимается журналистскими расследованиям, выглядит совершенно нелепым. Они взяли человека, который далек от всех этих дел. Что называется, "нашли топор под лавкой". И сегодня они пытаются запугать всю российскую журналистику. Мы должны им противостоять.