Движение "Либеральная Россия" в минувшую субботу целых 12 часов переживала процесс перерождения в партию. Неформальным лозунгом съезда стали слова Александр Галича: "Мы выбираем свободу быть просто самими собой". Лидеры "Либеральной России" в очередной раз подтвердили, что ее свобода - быть "действительно либеральной, а потому оппозиционной" партией, единственной, "кто во имя свободы идет в бой". Главным врагом были объявлены спецслужбы. ФСБ в понимании российских либералов осталась преступной организацией, поскольку ее руководители считают себя наследниками КГБ.
Лейтмотивом съезда оппозиционеров стала тема жизни и смерти. Приветствовавшая своих "соратников" лидер "Демократического союза" Валерия Новодворская заявила, что "Либеральная Россия" может гордиться своим товарищем по партии Борисом Березовским, поскольку он "каждый день, рискуя жизнью, сражается с КГБ и Путиным". Вспоминали и о члене политсовета пермской организации, избитом железными прутьями, и о несостоявшемся показе фильма "Покушение на Россию" в Новосибирске. Долго спорили о том, как сформулировать пункт партийного устава о социальных гарантиях пострадавшим от действий власти. А пермские делегаты хотели получить гарантии стабильного финансирования партии, если, например, что-то случится с главным финансистом. Либеральным прагматикам тут же объяснили, что деньги надо искать не только в центральной партийной кассе, но и на местах.
Организационные вопросы решались уже ближе к 11 вечера. Как и писала "НГ", у партии осталось пять сопредседателей. Ими стали Сергей Юшенков, Виктор Похмелкин, Борис Золотухин, Владимир Головлев, сменивший Галину Сартан, и Борис Березовский. Последний, правда, просил не путать идеологию партии с технологией ее организации. По мнению Березовского, у партии должна быть жесткая структура. Вместо пяти сопредседателей "Либеральной России" имеет смысл определиться с единым лидером. Себя в этой роли Березовский видеть не хочет - он дал партии известность ("нужно по назначению использовать брэнд с именем Березовский"), а придать популярности положительный оттенок должен кто-то другой, лучше, если им окажется Сергей Юшенков, "имеющий колоссальный потенциал". Юшенкову, в свою очередь, пришлось пояснить съезду и Березовскому, что на нынешнем этапе единый лидер может помешать еще не завершившейся консолидации партии. А если ближе к выборам такая необходимость все-таки возникнет, единый лидер не проблема: "Что-что, а строить жесткие иерархии мы умеем".
Включение с британской столицей вполне могло претендовать на главную интригу съезда. Часа через полтора с начала дискуссий Владимир Головлев объявил собравшимся, что "в отлаженной системе связи с Лондоном вдруг образовались срочные технические неполадки". Партийные связисты, отвечавшие за видеомост, клялись, что еще в четверг все работало замечательно, но накануне съезда кто-то повредил кабель.
В конференц-зале "Космоса" виртуальный Березовский появился ближе к трем часам дня, когда часть делегатов уже посчитала, что дневная норма политической борьбы для них исчерпана. Проблемы со связью находившийся в Лондоне сопредседатель не стал расценивать как происки врагов - "так нам помогают стать узнаваемыми". Вообще Березовский считает власть главным помощником "Либеральной России", по крайней мере в решении ее основных проблем: узнаваемость и идентификация. "Власть сама дает нам аргументы, является точкой опоры и поддержки нашей партии, - уточнил сопредседатель "Либеральной России", - закрываясь от правды, делает ее более очевидной". Продолжая тему правды, Березовский дал понять, что за фильмом "Покушение на Россию" последуют новые серии видеообвинений.
Избранные съездом сопредседатели обещали распределить между собой партийные обязанности. Борис Березовский, решающий финансовые проблемы "Либеральной России", вполне мог претендовать и на роль партийного идеолога. Выступая перед съездом, он сформулировал пять приоритетов партии. Первый и главный заключается в либерализации личности. По мнению Березовского, Россия имеет равные шансы стать как демократической страной, так и нацистской, а потому партия должна помочь гражданам стать независимыми и ответственными. Сверхзадача "Либеральной России" - "перекрестить патриотов-державников в патриотов-либералов". На этот случай у Березовского есть своя технология: "большинство патриотов люди верующие", а одним из великих либералов был Иисус Христос. Пророка Магомеда Березовский тоже отнес к либералам, сделав, таким образом, вывод, что "перекрещивание" патриотов - занятие не безнадежное, но на это могут уйти силы нескольких поколений.
Партийный приоритет # 2 - либерализация власти. Для этого, по словам Березовского, нужно сохранить "хотя бы букву Конституции, поскольку дух ее власть уже разрушила, заменив разделение властей единой вертикалью". Либерализация общества (# 3 в списке задач) потребует от партии усилий в создании предпосылок для самостоятельного развития гражданских структур. Важность либерализации госустройства Березовский объяснил через исторические параллели: "Советский Союз распадался по той же причине, по которой распадается Россия". Эта причина заключается в попытках сделать из многонационального государства "единую политическую нацию". Однако без существенного ослабления функций Центра и передачи их регионам создание единого государства в России, по словам Березовского, невозможно - все национальные республики должны иметь равный статус с остальными субъектами Федерации. Последней в списке приоритетов сопредседателя "Либеральной России" значится либерализация внешней политики страны. Ссылаясь на внешнеполитический опыт США, Березовский уточнил, что России необходимо понять следующую формулу: "Политика контроля без захвата эффективнее, чем политика захвата без контроля".
Помимо тезисов Березовский стал и автором партийной декларации. В ней объясняется, что "Либеральная Россия" означает страну свободных людей - независимых и ответственных за себя, свою семью и Родину. Тем, кто разделяет эту формулу, предлагается "найти мужество и покаяться" за уродливое прошлое, а также признать, что человек выше государства и любой власти.
Другой сопредседатель, Виктор Похмелкин, взялся объяснить съезду принципы партийной борьбы. Автор книги "В царство свободы дорога" также нашел в истории подходящую параллель. "Век назад одна партия тоже была связана с Лондоном", и при всей идеологической несовместимости "Либеральной России" есть чему поучиться у коммунистов в плане организации собственной работы. "Мы должны помнить о том, что цель каждой партии - приход к власти" и что для этого нужно использовать как парламентские, так и непарламентские методы, естественно, в рамках Конституции. Попросив прощения у психологов и психиатров, Похмелкин объяснил, что ему "Либеральная Россия" видится как партия "экстраверт" и "сангвиник", ориентирующаяся на идеологию, а не на лидера и стремящаяся к тому, чтобы стать массовой, а не элитарной.