0
690
Газета Политика Интернет-версия

30.03.2002 00:00:00

Ошибка признана - надо исправлять

Борис Мирошин

Об авторе: Борис Владимирович Мирошин - действительный государственный советник РФ 3 класса.

Тэги: сф, кадры


Наконец-то верхняя палата Российского парламента - Совет Федерации - полностью сформирована и заработала на постоянной основе. Избран спикер и его заместители, образованы комитеты и комиссии. Однако все громче раздаются голоса о том, что нынешний порядок формирования палаты не совсем удачен. Прежде всего потому, что в Совет Федерации на вполне законных основаниях попали люди, имеющие мало общего с теми регионами, которые им приходится представлять. Среди них много москвичей, бизнесменов, чиновников и относительно мало депутатов местных законодательных собраний и заместителей глав исполнительной власти субъектов РФ. О необходимости в перспективе изменить порядок формирования палаты заявили уже и председатель Совета Федерации, и президент РФ. В качестве предпочтительного называют вариант избрания членов Совета Федерации непосредственно населением регионов. При этом говорится, что для перехода на такую модель Конституцию менять не надо. Так ли это?

В 96-й статье Основного закона сказано, что Государственная Дума избирается сроком на четыре года, а порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Думы устанавливаются федеральными законами. Представители в Совете Федерации первого созыва избирались и потому именовались депутатами, а когда палата стала формироваться, ее составили уже не депутаты, а члены Совета Федерации. При этом они представляют не избирателей, а органы государственной власти регионов. Сейчас Совет Федерации в соответствии с федеральным законом, принятым в 2001 г., формируется представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на основании их решений. При этом закон не установил каких бы то ни было условий, согласно которым органы государственной власти регионов были бы представлены именно действующими депутатами или заместителями глав исполнительной власти. И хотя нынешний Совет Федерации сформирован в точном соответствии с федеральным законом, общественность выражает сомнения в том, что верхняя палата Федерального собрания является представительным органом, как закреплено в ст. 94 Конституции.

Таким образом, при принятии федерального закона о новом порядке формирования Совета Федерации "хотели как лучше, а получилось как всегда". Многие члены палаты не представляют в Совете Федерации ни народ, ни органы государственной власти региона, ни субъект РФ, так как никогда там не были. Кто будет доказывать иное, тот просто лукавит. В результате нанесен значительный ущерб авторитету власти, авторитету государства в глазах народа. Как косвенное признание допущенной ошибки можно расценить заявления высших должностных лиц страны о том, что членов Совета Федерации лучше было бы избирать.

Однако здесь-то и возникают серьезные сомнения. Где гарантия, что заинтересованные силы не попытаются использовать административный ресурс, черный пиар и другие инструменты грязных выборов, чтобы уже от имени народа провести в Совет Федерации людей, ничего общего не имеющих ни с населением, ни со структурами государственной власти субъекта РФ? В качестве одного из вариантов обеспечения "чистоты" выборов членов Совета Федерации называют следующий. Член Совета Федерации от исполнительной власти субъекта РФ должен избираться вместе с главой этой исполнительной власти на его выборах, одним списком. Если население оказывает поддержку претенденту на высший пост в регионе, то автоматически это означает и наделение полномочиями члена Совета Федерации от этого региона. Однако не входит ли это в противоречие с конституционным принципом разделения властей? Еще больше неясностей с представителем от законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Предлагают избирать его одновременно с выборами депутатов региона по одному избирательному округу, охватывающему всю территорию области или республики. Но каким же популярным деятелем нужно быть, чтобы тебя знало все население? Значит, опять будут грязные избирательные технологии.

Не исключено, что в качестве модели формирования Совета Федерации может быть использована система выборщиков. В роли выборщиков могут выступать депутаты органов местного самоуправления в количестве 300-500 человек, которые составят Коллегию выборщиков субъекта РФ. При этом органы местного самоуправления сельских населенных пунктов и городов районного подчинения по определенной квоте изберут из числа своих депутатов делегатов на районные конференции выборщиков, которые, в свою очередь, изберут из числа своих делегатов членов Коллегии выборщиков субъекта РФ. То же самое - в городах областного или республиканского подчинения. Количество членов Коллегии выборщиков от каждого сельского района и города областного или республиканского подчинения должно быть пропорционально численности населения или числу избирателей.

Члены Коллегии выборщиков собираются на конференцию (съезд) в административном центре субъекта РФ для решения вопроса о представителях органов государственной власти региона в Совете Федерации. Законодательное собрание и глава исполнительной власти области или республики вносят на рассмотрение Коллегии выборщиков на альтернативной основе кандидатуры претендентов на посты членов Совета Федерации соответственно от представительного (законодательного) органа государственной власти и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. По результатам тайного голосования бюллетенями выборщики принимают решение о направлении в Совет Федерации представителей органов власти региона. В качестве преимуществ такой модели формирования Совета Федерации можно отметить простоту и малозатратность процедуры, осознанность принимаемого решения по кандидатурам, трудность манипулирования таким количеством независимых от регионального начальства выборщиков и гарантированное отсеивание "чужаков".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
531
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
565
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
236
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
346

Другие новости