Изменений в графике работы Думы в апреле не предвидится. Во время встречи лидеров думских фракций с Михаилом Касьяновым премьер пообещал, что правительство постарается вовремя представить свои законопроекты на Охотный Ряд, чтобы не сокращать летние думские каникулы. Впрочем, благодаря стилю работы своего кабинета, где многие важные решения часто надолго застревают в межведомственных согласованиях, Касьянов может слова и не сдержать. Да и законодатели, чья активность сейчас во многом зависит от благосклонного мнения исполнительной власти, стали все больше вовлекаться в разнообразные консультации и совещания, а это сильно тормозит деятельность Думы. Скорее всего многие законы, намеченные на апрель, будут рассматриваться позже.
Показательный пример - проект закона о Центральном банке, который после назначения нового главы ЦБ был отложен до 5 апреля. Теперь думцы говорят о еще одном переносе: правительство и Центробанк, с одной стороны, а депутаты, с другой, разошлись во мнениях по ключевым вопросам структуры управления Банком России. Согласования пока еще продолжаются, но не исключено, что после нескольких неудач кабинет министров включит центристскую машину для голосования.
Схожая ситуация с подготовкой ко второму чтению проекта закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан РФ на референдум". Дискуссия по поправкам, число которых перевалило за тысячу, предварительно намечена на 26 апреля, но уже сейчас прогнозы депутатов весьма пессимистические и вместо поиска компромисса может быть применен административный ресурс. Как раз на следующей неделе под руководством главы ЦИКа Александра Вешнякова подробно знакомиться с текстом намерены центристские фракции. Кроме того, отсрочка с рассмотрением законопроекта возможна, если будет продлен срок подачи поправок к закону.
Правда, переговоры депутатов и правительства все же иногда заканчиваются. Так, закон "О поэтапном повышении минимальной зарплаты в 2002-2003 годах" Дума намерена принять во втором чтении 5 апреля. Депутаты решили, что в следующем году МРОТ может составить не более 35% прожиточного минимума, который теперь будет устанавливаться в каждом очередном бюджете. Впрочем, кабинет министров по-прежнему не согласен и с предложением увеличить МРОТ до 450 рублей с 1 мая. Так что 5 апреля на Охотном Ряду закон могут в очередной раз перенести.
А вот первое чтение законопроектов об альтернативной гражданской службе (АГС), очевидно, произойдет в намеченный день - 10 апреля. В качестве основы для дальнейшей работы скорее всего будет принят правительственный вариант, но уже сейчас можно предположить, что ко второму чтению будут внесены изменения: срок АГС будет все-таки уменьшен, а механизм получения права альтернативы военной службе станет более демократичным. Вряд ли изменится и срок второго чтения (12 апреля) законопроекта об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. Напомним, что этот документ входил в президентский пакет по судебно-правовой реформе, хотя его рассмотрение задержалось почти на год по сравнению с другими законами из того же пакета.
Гораздо более туманными выглядят перспективы обсуждения поправок к конституционному закону о правительстве РФ. 17 апреля депутаты должны будут высказать свое мнение и о принципах взаимоотношений кабинета министров, президента и парламента, и о введении возрастного ценза и ценза оседлости для премьер-министра страны, и о праве Думы самой выдвигать кандидатов на пост главы правительства. Уже заранее можно предположить, что хотя споры по всем этим инициативам продлятся весь день, но ни одна из них думским большинством поддержана не будет. На заседание же от 24 апреля депутатам предлагается проект конституционного закона о Конституционном собрании в двух альтернативных вариантах. Первый предполагает, что вышеназванный орган будет формироваться путем кооптации в него представителей различных ветвей власти и юридической общественности, а второй описывает процедуру прямых выборов Конституционного собрания. Впрочем, администрация президента и правительство не поддерживают ни первого, ни второго варианта.
По странному стечению обстоятельств, в повестку последнего думского заседания в апреле поставлено большое количество налоговых законопроектов, являющихся кардинальными поправками к первой части Налогового кодекса. Из намеченных на рассмотрение 26 апреля 14 законопроектов лишь некоторые являются правительственными инициативами. В них, в частности, предлагается изменить механизм налогового контроля за соответствием формальных доходов граждан их реальным расходам при покупке недвижимости, автомобилей, ценных бумаг и драгоценностей. Сейчас такого контроля фактически нет, но налоговые органы требуют себе подобных полномочий. Впрочем, решение обсудить столько законопроектов в один день говорит о том, что они в апреле рассматриваться не станут и их отложат на вторую половину мая.