В последние дни на политическом поле наблюдается какое-то патологическое затишье. Президент в отпуске, премьер в командировке, руководители обеих палат парламента в Питере. В такие моменты обычно и возникает наибольшее количество слухов, кого, за что и когда отставят.
Особенное же внимание уделяется тому, кого президент пригласил отдохнуть вместе с собой, а соответственно - кто будет готов поделиться собственными "отпускными" размышлениями, которые нередко предваряют президентские политические или кадровые сюрпризы. Именно после осеннего сочинского отдыха Путин объявил о "единении" России и Америки. А прошлогодние перестановки в силовом блоке произошли спустя некоторое время после горнолыжного отпуска президента.
На сей раз компанию Путину на отдыхе составили руководители двух федеральных телеканалов - Константин Эрнст и Олег Добродеев. Как уверяют источники "НГ", эта поездка была давно запланирована. Одна из версий, объясняющих появление Эрнста и Добродеева на горнолыжном курорте, заключается в том, что президент решил обсудить с телебоссами свое предстоящее послание Федеральному собранию. Приглашенных на "праздник" обнародования президентского манускрипта в этом году так много, что перед администрацией встал выбор: либо не приглашать губернаторов, либо искать в Кремле достойное столь многочисленной аудитории помещение. И совет телевизионщиков, как показать во всей красе приглашенных, в данном случае не помешал бы. Но, как правило, "посредником" в контактах Путина с ОРТ и РТР выступает администрация президента. Однако те, кто ведает этими контактами, находятся в Москве, а не на лыжах.
Другая версия: президент решил встретиться с Эрнстом и Добродеевым накануне конкурса по ТВ-6. Но все, что можно было сказать на эту тему, уже сказано. Обмен мнениями же по этому вопросу логичнее было бы устроить после оглашения результатов тендера. Нельзя скидывать со счетов и то, что тесное неформальное общение главы государства с ответственными за информационную политику является подготовительным этапом именно к возможным кадровым перестановкам, которые предстоит освещать "в правильном ключе" Эрнсту и Добродееву.
Первый, о ком всегда вспоминают в случае возникновения разговоров о "насильственной" смене места работы, - глава кабинета министров. И на сей раз опосредованным свидетельством тому стало неожиданное "уравнивание в статусе" Михаила Касьянова и Алексея Кудрина. Вице-премьер на днях обзавелся собственной охраной, положенной в государстве только нескольким людям, включая действующего и бывших президентов, а также руководителей всех ветвей власти. По словам источников "НГ", это было решение Путина, которое взялись осуществлять спецслужбы. Решение об охране Кудрина было принято в то время, когда два первых лица государства - и президент Путин, и премьер Касьянов - находятся вне "рабочих мест".
Интересно, что отсутствие в Москве руководителей государства в очередной раз совпало с активизацией деятельности спецслужб. Только за неделю ведомство "плаща и кинжала" сделало несколько громких заявлений. На допрос в качестве обвиняемого вызван бывший генерал КГБ Олег Калугин, такие же меры планируется принять и в отношении бывшего сотрудника ФСБ России Александра Литвиненко, который попросил политического убежища в Великобритании. Количество же преступлений, совершенных Борисом Березовским, со слов представителей ФСБ, множится в геометрической прогрессии. Наконец, как выяснилось, Кудрину грозит опасность, и спецслужбы готовы ее предотвратить. Хотя, как шутят высокопоставленные источники "НГ", к Кудрину приставили не охрану, а конвой.
Как бы то ни было, политэлита демонстрирует по этому поводу два противоположных настроения. Одни, близкие к силовым структурам, уверены, что после приезда президента непременно случатся кадровые перестановки. Другие, лояльные нынешнему правительству, демонстрируют спартанское спокойствие. Но никто не решается предсказывать действия президента. Как это было уже не раз, Путин показал, что его персональная Кассандра еще не родилась.