Вчера вице-премьер Виктор Христенко встретился в Брюсселе с членом Комиссии европейских сообществ Кристофером Паттеном, а также провел переговоры с заместителем председателя КЕС господином де Паласио. В обоих случаях шла речь о доступе российских самолетов на европейский рынок авиаперевозок. С 1 апреля у российских авиакомпаний возникнут сложности в связи с решением Евросоюза запретить полеты над своей территорией самолетов, которые не будут соответствовать европейским стандартам шумности. В силу вступает третья глава конвенции ICAO, повышающая требования к авиалайнерам на международных линиях по шумам работы двигателей. Санкции коснутся доступа в страны Евросоюза российских Ту-134, Ту-154Б, Ил-62, Ил-76, Ил-86. А именно эти самолеты и составляют значительную часть российского авиапарка. Как отметил Виктор Христенко накануне своей поездки в Брюссель, в настоящее время уже используются все возможности "по перегруппировке техники", чтобы на международные рейсы были выведены машины, соответствующие международным стандартам. Российские авиакомпании пытаются договориться о переуступке друг другу сегментов рынка авиаперевозок в Европу в зависимости от наличия разрешенных самолетов. Однако это, по мнению российских властей, может решить проблему только частично. Вчерашние же встречи вице-премьера были посвящены созданию "временных конструкций" для облегчения жизни российских авиаперевозчиков. В частности, полеты наших компаний будут распределены на регулярные и сезонные рейсы, чтобы решить "шумовую" проблему хотя бы в сезон отпусков.
Для этого Россия заранее вступила в переговоры с теми странами, куда выезжает наибольшее количество наших туристов. Это, в частности, Испания, Италия, Германия, Франция. По данным экспертов Авиационно-туристической ассоциации России, ограничения на доступ в страны Евросоюза самолетов с повышенным уровнем шума может привести к значительному снижению туристского потока в эти станы. Президент ассоциации Павел Кларк считает, что российские авиакомпании могут не набрать достаточного количества незапрещенных Ту-154, кроме того, эксплуатация этих самолетов дороже, чем Ил-86. В результате туристский поток в Испанию в 2002 году может снизиться в 2 раза, а в Грецию и Италию - примерно на 40%. Российские туроператоры запланировали отправить в Испанию в 2002 году 350-400 тыс. туристов, на два других направления - по 150 тыс. Они уже внесли серьезные депозиты за своих туристов на этот сезон, и недобор туристов приведет к убыткам в миллионы долларов, отмечают в ассоциации. Однако убытки российских туроператоров не идут ни в какое сравнение с потерями стран, в которые наши отдыхающие не смогут добраться. Потому участвовавший в переговорах с представителями этих стран заместитель министра транспорта России Павел Рожков отметил, что власти этих европейских государств готовы к поиску компромиссов с российской стороной. И, собственно, решение проблемы - не в целом, а только на время отпусков - упиралось в мнение по этому поводу Комиссии Евросоюза. Причем страны, обделенные вниманием наших путешественников, такие, как Великобритания, Дания, Нидерланды, Швеция и Финляндия, все же объявили о своем запрете на полеты к ним после 1 апреля устаревших российских самолетов.
Круг тем, которые Виктор Христенко намеревался обсудить в Брюсселе, этой проблемой не ограничивался. Вице-премьер надеется согласовать "регламент политической работы" по устранению торгово-экономических противоречий между Россией и Евросоюзом. Речь идет фактически о каждом из секторов российской экономики, а также об общих условиях функционирования рынка и взаимной либерализации законодательств.