Геннадий Райков нашел бомбу под председателя
- Геннадий Иванович, все инициативы по реформированию Госдумы раньше никогда администрацией президента не поддерживались. Даст ли теперь Кремль согласие на отставку Геннадия Селезнева?
- Давайте сразу же отметим, что все такие вопросы решает все-таки не Кремль, а депутаты. Лично я, например, уже в течение года вношу предложения о реорганизации работы Думы, потому что сейчас чуть ли не основное занятие 29 комитетов на Совете Думы - споры о том, какому комитету передать какой закон. Потому что тематика этих комитетов фактически одинакова, а создавались они во многом под личности конкретных депутатов.
Хочу напомнить, что, когда я поднимал вопрос о сокращении количества комитетов, я говорил, что это надо согласовать со всеми. Почти весь год мы вели эти согласовательные процессы, и недавно Владимир Пехтин по поручению Координационного совета фракций и групп подготовил примерную структуру комитетов Думы. Надо ли менять ее сегодня или доработать по-старому в оставшиеся полтора года? Я думаю, что менять надо и фиксировать эту новую структуру в регламенте, чтобы новая Дума не делила портфели.
Моей целью было простое организационное совершенствование работы Думы, но мы без политики обойтись не можем. Например, простой регламентный вопрос о Селезневе и его голосе на Совете Думы превратился в политический. Потому что Николай Харитонов перевел разговор в форму "доверие - недоверие".
- А если бы лидер аграриев не высказал такое предложение, неужели вопроса об отставке Селезнева не было бы?
- Такой вопрос все равно бы возник. Рано или поздно думское большинство, которое теперь определяет работу нижней палаты, должно было обратиться к принципам, на основе которых действуют все парламенты мира. В любой стране победившая партия или коалиция партий занимает в парламенте все руководящие посты и именно это большинство решает, даст ли оно оппозиции какие-то должности или нет.
- Некоторые инициаторы отставки Селезнева уже начали отыгрывать назад. Произойдет ли все-таки смена председателя Думы?
- Раз процесс пошел, то он обязательно чем-то закончится. И я думаю, что для Селезнева он закончится плохо. Если постановление об отставке будет вынесено, то оно проголосуется. А такое постановление будет вынесено, это я вам обещаю.
- Вы консультировались по этому поводу с Кремлем и президентом?
- Я не знаю мнения Кремля по этому вопросу. Администрация президента полностью влиять на Думу не может. Но у меня лично в отношении Геннадия Селезнева есть свои соображения. Я, например, направил в регламентный комитет официальное письмо, которым этот комитет сейчас официально занимается. К сожалению, история получается очень некрасивая, очевидно, придется к ней привлекать и генерального прокурора. Ее суть в том, что при председателе Думы есть много разных Советов и прочих структур. И вот один из них - экспертный Совет при председателе Думы - на бланке Государственной Думы и с ее печатью рассылает предпринимателям различные бумаги. В том числе и такую: уважаемый такой-то, если хотите воспользоваться нашими юридическими услугами, то вам необходимо сделать такой-то вступительный взнос. Предприниматель это письмо получил и пришел ко мне. Потому что ему позвонили из этого совета и спрашивают: вам же письмо прислали, что же вы никак не реагируете? Он отвечает: мне юридические услуги не нужны. А ему говорят: нужны или не нужны, это ваше дело, но взнос заплатите, иначе у вас будут неприятности. Это уже серьезное дело. Регламентный комитет Думы занимается этим экспертным советом. И человек, рассылавший письма, сейчас пишет объяснительную записку. Может быть, самому спикеру средства и не нужны, но не исключено, что таким образом деньги собирает какая-то партия. Эта история - настоящая бомба под председателя!
Так что независимо от Кремля у меня есть определенная позиция. Я считаю, что председатель Думы должен равнозначно относиться ко всем фракциям. Мы ведь уже предлагали Селезневу или уйти из КПРФ, или приостановить в ней свое членство и выйти из фракции коммунистов. Это организационный вопрос, но ведь есть и политические соображения. Например, сейчас в Думе нет Координационного совета четырех центристских фракций, а есть объединение двух партий - "Единой России" и Народной партии, которые создали коалицию и взяли большинство. Какими должны быть их дальнейшие действия? Устанавливать контроль над Думой до конца. Другого варианта нет.
Геннадий Зюганов: "Думу превращают в Петрушку"
- Геннадий Андреевич, почему именно сейчас было выдвинуто предложение о смещении Геннадия Селезнева с поста спикера?
- У партии власти дела пошли плохо. Пять месяцев экономика топчется и стагнирует, новых идей, кроме распродажи электростанций и железных дорог, нет. Социальную поддержку населению уже полностью съели надбавки за транспорт, энергоносители и газ. Недовольны и пенсионеры - маленькая прибавка съедена быстрым ростом цен. Подорожали таблетки, книжки и тетрадки, коммунальные услуги и билеты на все виды транспорта. Остались без льгот военные, на очереди милиционеры, прокуроры и все силовики. В два раза налоги взвинтили малому и среднему бизнесу.
Партийное строительство тоже идет слабо. Трехглавый кентавр, которого они создали, ничего обществу не предложил. Разговоры Путина о сильном государстве обернулись слабыми руководителями.
"Единой России" просто не с чем идти к избирателям. Они за год дружно проголосовали за такие законы, которые вызывают недоумение, а то и просто возмущение у граждан. Ими довольны только группа олигархов, да и то не вся, а лишь те, кто поддерживает Чубайса. Другие прекрасно понимают, что если этот эффективный гангстер прорвется к верховной власти, то им придется эмигрировать. То есть суммарно им предъявить нечего, поэтому надо затевать очередную склоку вокруг полномочий и кресла. Вопрос не в Селезневе. Вопрос в том, что опускают Думу, превращая ее в Петрушку, как Совет Федерации. У Путина нет своей стратегии, нет своей команды. Президент не проявляет воли и настойчивости. На мой взгляд, ситуация в стране крайне опасная, очень неустойчивая и может оборваться в один момент.
- Вы хотите сказать, что идея о смене спикера задумана депутатами, а не в Кремле?
- Кремль в этом участвует достаточно жестко. Без команды Волошина и Суркова центристы так дружно не голосовали бы. Я думаю, что и с Путиным они согласовали этот вопрос.
- Что вы намерены предпринять, чтобы защитить Селезнева?
- Мы будем бороться за избирателя, за новый курс, за то, чтобы у власти были квалифицированные люди. Селезнев грамотный человек, дело ведет квалифицированно. В борьбе с серостью надо проявлять характер. А сейчас из всех щелей серость прет. Обратите внимание - третий месяц года заканчивается, а Послания президента Федеральному собранию все еще нет. Значит, правительству Касьянова и всей этой команде предложить нечего. Не случайно неделю назад крупнейшие академики Дмитрий Львов и Николай Петраков, председатели комитетов Думы Сергей Глазьев и Юрий Маслюков, люди, хорошо знающие финансы и экономику, обсуждали почти четыре часа у Путина новый экономический курс и соответствующие решения. Мы специально внесли свои предложения, в том числе все, что связано с бюджетом, борьбой с коррупцией и бандитизмом. Все материалы у Путина есть, и теперь выбор за ним.
- Еще в декабре коммунисты были намерены "провалить" федеральные конституционные законы, которые требуют одобрения 300 голосами депутатов. Намерены ли вы поддерживать те проекты, которые обсуждаются в течение этой сессии?
- Мы этот курс не поддерживали и поддерживать не будем.
- Представители "Единой России" не собираются ограничиваться атакой на коммунистов только в Думе, многие из них высказывают намерение бороться за традиционный электорат КПРФ.
- Избирателей надо завоевывать умной политикой и серьезными делами, а эти переманивают и перекупают. Но наши не поддаются.
- Вы считаете, что инициатива по смене спикера связана с досрочными выборами?
- В нашей стране ожидать можно всего. Фракции власти предлагают сегодня склеить президентские и думские выборы, а это грубейшее нарушение Конституции.
- А разве КПРФ досрочные выборы в парламент не выгодны?
- Дело не в этом. Мы просто выступаем за законные способы действий. Это им выгодно перенести выборы, потому что они боятся аудитории. Я готов с любым из них прийти и выступить перед избирателями - рассказать, какие законопроекты они приняли. И за них никто не проголосует. Им хочется снова спрятаться за спиной президента, большой кучкой сидеть и нажимать на кнопки по звонку Волошина. Но это не Дума, не парламент, это называется совсем иначе.
- Вы считаете, что в стране выстраивается авторитарная система власти?
- Она уже почти выстроилась. Экономическая политика - оголтело либеральная, информационная - всех к ноге, законодательная - как позвонят, так и голосуют, криминальная - трех академиков ухлопали за один месяц, внешняя - никакая. Это не политика.Рейтинг власти держится на виртуальной картинке.