В постсоветской истории России было и остается немало вопросов в отношении того, каким образом должна вырабатываться внешнеполитическая стратегия страны, какие именно приоритеты должны быть положены во главу угла. Это вполне понятно, так как в значительной степени переход в новое государственное качество России еще пока не завершен и во многом продолжается борьба, порой весьма острая, - какой внешний фактор внешней политики должен окончательно стать доминирующим.
При этом важно отметить, что формирование принципов и подходов во внешней политике России никогда не было келейным делом отдельных людей прежде всего потому, что в нашей стране внешняя политика имеет гораздо большее внутриполитическое звучание, нежели в других государствах. Становление новой России и по сей день в значительной степени определяется тем, насколько благоприятны для нее внешние факторы, особенно для российской экономики.
За последнее десятилетие пройден серьезный путь от наивного романтизма веры в то, что "Запад нам обязательно поможет", до достаточно прагматической внешней политики, где национальные интересы страны выступают доминирующим фактором.
В течение всего этого периода в механизме выработки внешнеполитических решений при всей важной роли государственных учреждений и структур заметное место играл Совет по внешней и оборонной политике (СВОП), созданный десять лет назад именно как институт общественного влияния в этой сфере. Ведущие политики, бизнесмены, деятели средств массовой информации объединили свои усилия вне зависимости от своих политических взглядов для того, чтобы постараться сформулировать видение внешнеполитических процессов со стороны политической элиты страны, и при необходимости вносить определенные коррективы в механизм их реализации. При этом всегда доминировал не конфронтационный подход, а стремление найти разумную альтернативу, удержаться от крайностей и выработать практические рекомендации.
Естественно, что не все всегда было просто. Достаточно вспомнить, как российскую элиту раскалывал в середине 1990-х годов вопрос об отношении к НАТО, какие порой полярно противоположные оценки давались перспективам существования Содружества Независимых Государств и многое другое. Ведь фактически все это время шел открытый или закрытый (но не менее острый) спор о том, в каком направлении должен смотреть российский орел и где именно находится та модель, которая подходит России на новом этапе ее исторического развития.
За годы работы советом были подготовлены более пятидесяти докладов по проблемам внешней политики и безопасности, многие из которых, например по судьбе постсоветского пространства или по НАТО, стали важными факторами при выработке внешнеполитической стратегии России. Можно вспомнить и то, что именно СВОП в начале прошлого десятилетия начал в трудных условиях российско-украинский диалог, а также наладил нормальные отношения с политической элитой государств Балтии.
Это, думается, правильный процесс, поскольку по чисто государственной, официальной линии зачастую достаточно трудно в полной мере публично назвать те трудности и проблемы, которые реально существуют, предложить партнерам постараться поискать альтернативные решения и т.д. Система "общественной корректировки" во внешнеполитической сфере должна оставаться работающей и далее как эффективный механизм.
Сегодня внешнеполитический выбор России во многом сделан со всей очевидностью, хотя остаются и серьезные вопросы в отношении того, насколько все российское общество поддержит в конечном счете те шаги, которые были осуществлены после 11 сентября 2001 года, когда вопрос о противодействии глобальному терроризму перешел из стадии теоретических в стадию практического сотрудничества государств, стремящихся сохранить стратегическую стабильность и не допустить подрыва основ функционирования общества.
Тем более что до конца этого года политическому руководству России еще предстоит не раз ответить на вопросы о расширении НАТО, о роли России в будущем Афганистана и т.д. Остается открытым и вопрос о том, какое именно место Россия будет занимать в новом складывающемся миропорядке, будет ли ее голос реально услышан при принятии действительно глобальных решений, как скажется на нашей экономике вступление во Всемирную торговую организацию.
Именно поэтому в центре внимания десятой, юбилейной Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике, которая состоится 23-24 марта в Подмосковье, будут проблемы новых вызовов безопасности России, проблемы определения перспектив ее возможностей действовать в региональном и глобальном масштабах, формулирования новых подходов к тому, как обеспечить государственные интересы страны во внешнеполитической сфере.
Уже сегодня очевидно, что такой открытый и заинтересованный разговор особенно необходим потому, что 2002 год во многом станет переломным в истории взаимоотношений России с окружающим миром, определит реальные возможности того, как и с кем вместе будет звучать голос России.
Главная цель предстоящей дискуссии - постараться определить логику шагов во внешнеполитической сфере таким образом, чтобы суметь выйти именно на усиление позиций страны и не допустить того, чтобы наше государство превратилось бы во второстепенного игрока на международной арене, вынужденного всегда оглядываться на более сильного.
Совет по внешней и оборонной политике подготовил соответствующие тезисы для обсуждения, где рассматриваются возможные параметры внешнеполитического курса России на всех основных направлениях, анализируется то, какие именно внешние вызовы будут определяющими для судьбы Российской Федерации в ближайшие годы. И весьма важно то, что этот заинтересованный разговор пройдет незадолго до того дня, когда президент России Владимир Путин обратится с ежегодным посланием к Федеральному собранию.