-Генри Маркович, почему адвокаты так недовольны появившимся законопроектом?
- Пусть не обидятся на меня мои товарищи, но я считаю, что они боятся перестать быть начальниками. Привычка распределять и командовать в большей степени относится, конечно, к руководителям новых коллегий, которые только называются коллегиями, а на самом деле просто юридические фирмы. И эта абсолютно ненормальная ситуация, при которой из рук фактического руководителя фирмы люди получают адвокатские корочки, очень многих устраивает. Представьте себе, только в Москве есть 15 конкурирующих корпоративных субъектов.
- Больше всего проект критиковали за новые формы организации адвокатской деятельности (палаты, адвокатские кабинет и бюро)...
- Сейчас ко второму чтению преодолены былые недостатки законопроекта: у нас сохранятся адвокатские объединения, организованные по принципу нынешних юрконсультаций, и если адвокаты захотят жить по-прежнему большими колхозами, то препятствий нет. А те адвокаты, которые уже созрели для работы единой командой, они, соответственно, будут уже не принудительно загоняться в адвокатские бюро, а создадут их по собственной инициативе. Я также считаю безусловным позитивом предложение, чтобы адвокатский кабинет, при желании и отсутствии возражений взрослых членов семьи, адвокаты могли учреждать в своей квартире. Думаю, это поможет решить вопрос для небольшой категории адвокатов, имеющих свою практику по традиционной категории гражданских дел.
- Как вы полагаете, за счет каких механизмов возможно обеспечить неимущим защиту в суде, ведь из-за низкой платежеспособности населения в Москве по 50% уголовных дел назначаются бесплатные адвокаты, а в регионах - по 80%?
- Адвокатура предлагала заключить генеральное соглашение тарифного типа с государством, но ее на федеральном уровне некому было представлять. Есть Федеральный совет адвокатов, есть "раскольники" - ассоциация под предводительством саратовского председателя Алексея Малаева, есть Гильдия российских адвокатов - все считают себя главными. Но после создания федеральной палаты мы сядем за стол с Минфином и будем обсуждать проблему. Конечно, на большие суммы рассчитывать не приходится, но, между прочим, на Украине за день платят 3 доллара. В России сейчас за один день в суде платят четверть минимальной зарплаты - это скандальная ситуация. Но я считаю, что адвокат, участвующий в деле по назначению, не должен получать оплату ниже, чем у других профессиональных участников процесса, например, у прокурора.
- А какие гарантии предусмотрены для оказания бесплатной юридической помощи в провинции?
- Я буду отстаивать введение льготных условий для тех объединений, которые постоянно ведут дела по назначению. Муниципалитеты должны идти навстречу таким объединениям и устанавливать для них минимальную ставку арендной платы так же, как для органов суда, прокуратуры и МВД. В юрконсультациях нашей коллегии половина уголовных дел проводится фактически бесплатно, и мэрия такую сакральную функцию учитывает, устанавливая для этих подразделений МГК минимальную арендную плату.
Я очень рад, что ко второму чтению в Думе в полной мере было учтено предложение разрешать палатам учреждать юрконсультации в тех районах, которые не обеспечены адвокатской помощью. В проекте предлагается поддерживать адвокатские бюро, создаваемые по инициативе органов местного самоуправления, поскольку гарантом оказания квалифицированной юридической помощи является не адвокатура, а государство. Если в каком-то районе есть суд, прокуратура, МВД, то местная администрация должна заботиться о том, чтобы район был обеспечен адвокатской помощью. А поскольку в этом районе адвокатам кормиться нечем, пусть местная власть обращается в палату и договаривается, скажем, о щадящей арендной плате, льготных коммунальных платежах. Если местные органы проявят понимание, то палата может пойти навстречу их пожеланиям и открыть свое учреждение палаты - юрконсультацию. Палата вместе с органами местного самоуправления будет обеспечивать ее существование, дотируя адвокатов из собственных средств.
- Несмотря на все достоинства, даже ко второму чтению законопроект не ставит никаких преград для проникшего в адвокатуру криминала...
- Что делать, те, кто уже прорвался, останутся. Дальше только один путь - очищение от шелупони через дисциплинарные комиссии при адвокатских палатах.
- Как вы относитесь к тому, что за активное сотрудничество с кремлевской администрацией вас стали называть предателем и обвинять в политических интригах?
- Я свой политический капитал не наращиваю, готов поделиться с любым адвокатом, который ко мне обратится. Я, может быть, чаще, чем коллеги, веду дела с политической окраской, но сам политикой не занимаюсь и госкарьеру делать не собираюсь. Потом, сложилось так, что я, поддерживая концепцию закона, явился, можно сказать, одним из самых рьяных критиков первого варианта проекта, как и прежних наработок, представлявшихся в комиссию, куда я входил.
Семен Ария считает, что "жулье заполонило коридоры судов"
- Семен Львович, почему появление законопроекта, в котором давно ощущалась необходимость, буквально раскололо адвокатское сообщество?
- Когда этот проект огласили в адвокатской среде, это вызвало столь массовый гул возмущения и недоумения, что тут же стали пытаться создать компромиссные варианты. Непонятно, кому нужен такой законопроект. На протяжении многих лет в довольно трудных условиях существования сформировалась адвокатура, которая худо-бедно делала свое дело, и люди получали квалифицированную защиту в судах. Сейчас по неизвестным причинам решили ее перестроить. Почти десять лет назад министр юстиции Николай Федоров (ныне президент Чувашии) решил изменить структуру организации адвокатуры: он разрешил в каждом субъекте организовывать сколько угодно коллегий, и в результате жулье заполонило коридоры судов.
- В числе преимуществ законопроекта как раз называли искоренение криминала...
- Ничего подобного здесь не предусматривается. В проекте написано, что все являющиеся членами любой коллегии автоматически получают лицензию Министерства юстиции. Автоматически вся эта шушера, которая нахлынула в адвокатуру, остается, и никакой фильтрации не предусмотрено. Я в принципе не приемлю кардинальных реформ. Если нужно исправить грубую ошибку, допущенную в свое время министром Федоровым, - исправляйте. А сейчас проделывается совершенно то же самое: ставится эксперимент при полном отсутствии надобности в нем.
Основная идея нового закона - превращение коллегий адвокатов в индивидуалов и членов бюро. Между тем примерные результаты можно себе представить. И я не против индивидуалов, я против организации адвокатуры как скопища индивидуалов. Такую вещь можно создавать в цивилизованной стране, а здесь, для того чтобы выжить, нужно сорганизоваться. На сегодняшний день адвокаты в крупных центрах еще кое-как существуют, но индивидуалы-адвокаты, сидящие в кабинетах по углам, как холодные сапожники, выжить или противостоять правоохранительным органам могут только в том случае, если они организованы как структура. Индивидуала-адвоката, сидящего на углу в своем кабинетике, никто защищать не будет, его в провинции просто сожрут всякими способами, начиная с размера арендной платы и кончая налоговыми придирками. И никто, если это только от него зависит, в регионы работать не поедет, и в результате юридическая помощь населению в отдаленных районах будет просто уничтожена на корню.
- Появление новой структуры позволит, по мнению разработчиков, добиться от государства нормальной оплаты для адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь социально незащищенным гражданам.
- Бесплатная защита по определенной категории дел существовала еще и при советской власти, но на самом деле этих адвокатов оплачивали сами же адвокаты. Президиум и коллегия из отчислений других адвокатов создают фонд, и из него оплачивается участие адвокатов по назначению. Оплата очень низкая: один день в суде в нашей Московской областной коллегии стоит до 24 рублей, а участие в предварительном следствии - 10 рублей в день. Ни копейки государство никогда не тратило на адвокатов, и не сможет оно обеспечить бесплатную помощь в суде.
- Вы разделяете точку зрения некоторых юристов, что инициатором этих изменений был Минюст?
- Это не Минюст. Инициатива исходит от тех людей, которые работают в бюро. Они хотят по своему образу и подобию перестроить всю адвокатуру, а Минюст они завербовали. Я и по сей день придерживаюсь мнения, что этот проект создавал враг адвокатуры.
- Как, по-вашему, кто выиграет от этой реформы?
- Я думаю, от этого выиграют те, кто пытается нажить на этом какой-то морально-политический капитал. Реформаторы, которые считают, что всякая реформа прогрессивна.